Психофизиологическая характеристика ловкостиСтраница 2
Ловкость имеет непосредственное отношение к движениям, результат которых — выразительность и красота — характерны, например, для художественной и спортивной гимнастики, фигурного катания на коньках, фигурного плавания, но это не значит, что в других видах спорта названные качества не нужны.
Упражняться надо не только в точности действия, его силе, выносливости и т. п., но и в выражении внутреннего содержания спортсмена: мыслей, чувств, желаний, устремлений. Выразительное действие несет в себе гамму чувств, спектр переживаний. Эмоции и чувства, включаясь в действие, формируют его, образуя подлинное единство физического и интеллектуального. Движениями спортсмен высвечивает свой внутренний мир, заражает зрителя своими мыслями и настроением. Движения становятся средством общения.
В мимике и пантомиме непосредственно проявляются эмоции, а выразительный жест, движение символизируют смысловое содержание, передаваемое зрителю. Жесты в известной степени заменяют речь, высказывают то, что невозможно передать словами.
Ловкость движений рассматривают то, как комплексное качество человека, то как способность быстро, целесообразно, эконом но и находчиво решать двигательные задачи, то как способность к обучению новым навыкам. Наряду с этим ловкость отождествляют с координированностью движении.
Ловкость движений и их пластичность — внешние проявления психомоторики спортсмена. А она, как известно, объединяет в себе мотив действия (хотения, желания, цель), связанный с образным мышлением и проектированием движений, с движениями и действиями, материализующими мотивы. Движения появляются вслед за хотением, мотивом, без них движения бессмысленны.
Координация движений имеет важное прикладное значение в профессиональной деятельности и необходима при занятиях всеми физическими упражнениями. Она способствует профилактике травматизма, особенно при сложных упражнениях— конный спорт, лыжи, велосипед, горный туризм.
Координация движений развивается всеми тренировочными средствами и наиболее эффективно спортивными играми — волейболом, гандболом, теннисом, бадминтоном. Координационные способности лучше тренируются в детском и подростковом возрасте. Легче тренируются чувство равновесия и скорость реакций, сложнее — кинестетическое чувство, пространственная ориентация и ритмика.
Таким образом, учиться понимать движения — значит, познавать себя. Чтобы наладить взаимопонимание с движениями, спортсмену надо часто мысленно "прокручивать" их в уме (включать в работу 15 миллиардов клеток мозга).
С каждой из названных структур движений должна быть установлена двусторонняя информационная связь — информация идет туда и обратно: одна — регулирует, а вторая — несет сознанию сведения о том, что произошло в результате регуляции. Это и есть "функциональный мозговой орган", который обеспечивает одновременно и регуляцию, и контроль, и коррекцию движений соответственно намерению.
Способность различать гармоничные и негармоничные структуры движений не приходит сама по себе, этому нужно учиться. А где есть гармония, там рождается красота. Оценив движения с точки зрения красоты, вы их одновременно проверяете на гармоничность, а проверив, будете иметь представление о том, как и в каком направлении идти, чтобы подняться на более высокий уровень совершенства.
Мозг и сознание
Особенностью психики человека является осознанность многих процессов его внутренней жизни. Сознание — функция человеческого мозга. Его часто определяют как «высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественноисторическому существу». Конкретизируя такое определение, Д.И. Дубровский подчеркивае ...
Причины выдвижения лидера и
источники его власти
Выдвижение лидера в молодежной группе происходит стихийно, по мере ее развития и функционирования. При этом действуют два фактора - объективный и субъективный.
Объективный фактор - в лидеры молодежной группы выдвигается тот ее член, который наиболее “полезен” ее деятельности, наилучшим образом
проявляет себя в повседневной жизни нефор ...
Причины возникновения конфликта
Анализ процесса возникновения конфликта включает изучение развития того противоречия, который лежит в его основе. Л. Козер отмечает, что конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность мирного решения противоречий.
Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания участников. Происходит это из-за особенностей ...