Причины возникновения отклоняющегося поведенияСтраница 1
Безусловным является то, что ребенок развивается, становится личностью и приобретает определенные модели поведения в социальной среде, окружающей его. Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние и лишь постепенно становятся внутренними. Так, «через других мы становимся самим собой» [10, т. 3, стр. 144]. Однако чтобы какие-либо свойства приобрели самостоятельный характер, их необходимо оснастить специальными средствами, которые ребенок первоначально должен усвоить в сотрудничестве с взрослыми. Первыми взрослыми, с которыми взаимодействует ребенок, являются родители. Сам факт влияния поведения родителей на формирование поведения ребенка очевиден, поскольку родители практически всегда выступают для ребенка как значимые другие, служат моделями для подражания, могут поощрять или наказывать [30, стр. 144]. Подражание, идентификация, моделирование, научение через наблюдение, рассматриваются как ключевые процессы социализации, как способ приобретения ребенком поведения принятого и одобренного в его социальном окружении. Через механизм идентификации, по мнению В. С. Мухиной, осуществляется присвоение из социума всех достижений человечества: высших психических функций, ценностных ориентаций, конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Но для того, чтобы ребенок стал индивидуальностью, родители организуют ситуации, которые учат его необходимому для его развития обособлению, которое позволяет присваивать внешнее через внутреннее, а также индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека [14, стр. 81-92]. Таким образом, механизмами, регулирующими поведение человека, в частности подростка, являются идентификация и обособление, первоначально овладение этими механизмами происходит при взаимодействии ребенка с родителями.
В парадигме глубинной психологии развитие личности, а также отклонения в процессе развития, влекущие за собой в том числе и нарушения поведения в подростковом возрасте, рассматриваются в основном сквозь призму детско-родительских отношений. Основную роль в формировании личности ребенка, его установок, моделей поведения, играют факторы эмоционального взаимоотношения между родителями и растущим ребенком. Так, представители глубинной психологии (Эриксон, Адлер), отводящие основную роль в развитии ребенка социальному аспекту, тем не менее, говорили об огромном влиянии на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений. По Эриксону, если ребенок на ранних стадиях своего развития не получает необходимой материнской заботы, если подавляется его стремление к самостоятельности и инициативе, отсутствует поощрение со стороны родителей – это может привести к смешению ролей в подростковом возрасте и, соответственно, нарушению поведения. А. Адлер считал, что помимо органической неполноценности, возникновение комплекса неполноценности детерминирует также избалованность или отверженность ребенка родителями. Это приводит к возникновению стремления к личному превосходству, нарушается развитие социального интереса, и поведение ребенка может стать неадекватным социальным устоям и нормам.
Такие факторы, как конфликт между бессознательными влечениями и ограничениями со стороны эго и суперэго, неадекватно сформированные защитные механизмы, несоответствие между стремлением к удовольствию и учетом реальности, рассматриваемые психоаналитическими теориями как причины возникновения отклонений в поведении, также напрямую зависят от позиции родителей, стиля их отношений.
Типы и виды агрессии
В научной литературе выделяют следующие виды агрессии:
1. физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица или объекта;
2. вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза , проклятие, ругань);
3. прямая агрессия ...
Организация общения в группе детского сада с целью преодоления негативных
эмоциональных состояний
Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»); ...
Дефицит активных форм обучения на факультете.
Во всех исследованиях студенты, отмечая высокий уровень базового теоретического образования, серьезным недостатком считают слабую подготовку к реальной профессиональной деятельности во всех сферах практической психологии. Приведу некоторые цитаты:
«Недостатки обучения кроются, на мой взгляд, именно в практических аспектах нашего обучен ...