Материалы » Психологическая характеристика физических качеств » Психофизиологическая характеристика ловкости

Психофизиологическая характеристика ловкости
Страница 1

Одна из форм проявления мышления — ловкость (координация). Ловкость — это реакция на движущийся предмет, способ действия мыслящего тела. Она характеризуется тем, что между отражением ситуации и движениями практически нет времени на подготовку к решению задачи: прекратить перемещение предмета. Поэтому способ действия, его образ и структура движений программируются извне — формой траектории, скоростью перемещения предмета и его пространственным положением по отношению к телу спортсмена. Следовательно, ловкими движениями будут те, которые точно и своевременно согласованы с координатами перемещения предмета — образом ситуации. Менее ловкими движения будут при способе действия, основанном на случайных признаках ситуации, например, при отвлекающих ложных движениях, дезориентирующих соперника. В созданной ситуации действие строит образ в ходе решения задачи.

Как видим, ловкость — свойство движений, его важнейший компонент. А критерий ловкости — эффект целостного действия.

Рассмотрим пример. Вратарю-новичку для того, чтобы его действия были успешными, необходимо иметь в своем распоряжении 0,35 с от момента удара (или броска) до момента взятия мяча. Опытному вратарю достаточно 0,25 с, мастеру — 0,15 с. Казалось бы, это невозможно, поскольку разрешающая способность мозга — 10 операций в 1 с, то есть 0,1 с на каждую операцию. В действительности же чтобы перехватить полет мяча, вратарь должен произвести такие операции: увидеть мяч, принять исходную позу (при условии, что не требуется перемещение в воротах), переместить руки по направлению мяча, рассчитать примерную силу удара, чтобы суметь ее погасить, наконец, схватить мяч пальцами. Как минимум, пять сложных операций, требующих тонкого расчета. А вратари берут мяч, большой силы. Траектория полета мяча (направление, скорость полета, скорость вращения) и сам мяч, то есть условия действия - условия не стандартные, поэтому заранее заготовить движения практически невозможно (в стандартных условиях действия ловкости нет, в них работает двигательный навык — освоенное умение решать двигательную задачу, — являющийся достоянием памяти). В непредвиденных же условиях ситуация через мышление организует действие.

Ловкость и пластичность движений проявляется при решении новых или известных, но до предела осложненных двигательных задач. Это характерно не только для новичков, но и для спортсменов самой высокой квалификации. Особенно необходима ловкость, когда спортсмен вынужден переучиваться, создавать новые двигательные навыки.

Совершенно справедливо утверждение, что в образе строится действие. Чтобы справиться с любой возникшей сложной двигательной задачей, от спортсмена требуется следующее: правильно, то есть оптимально, осмыслить ситуацию, выделив в ней главные признаки; быстро, без промедления создать установку на начавшееся движение в самых его начальных фазах; целесообразно, то есть рационально и экономично, подчиниться начавшемуся движению; находчиво подстраивать свои движения под изменяющуюся ситуацию.

Из этого видно, что двигательная находчивость — хитрость ума, и наоборот, хитрость ума порождает искусные движения. Ее роль заключается в предвидении возможного, в счете вариантов, как говорят шахматисты. Ловкость начинается с сознания образа ситуации и образа решаемой задачи, в которой намечается путь движений. Спортсмену сперва нужно произвести действие, чтобы узнать, как оно выглядит изнутри в форме чувствований. Чтобы проявлять двигательную находчивость — определять линию наименьшего сопротивления своим движениям, то есть засекать для себя динамически устойчивые формы движений, необходимо решать множество нестандартных задач, набираться опыта. Нужно уметь уловить моменты свободного хода своих движений, а затем научиться их использовать, проявляя изворотливость в трудных ситуациях. Это — специальная задача тренировки. Для совершенного владения своими движениями нужно опробовать задачу ее решением в новых условиях — вариациях предмета действия — и стараться максимально полно согласовать ситуацию и движения.

Страницы: 1 2


Преподавательская деятельность психолога
Настоящее преподавание предполагает не только передачу студентам основ данной науки, но и постоянную демонстрацию возможных рассуждений по поводу этих основ, а также демонстрацию возможностей самого научного метода при анализе и решении психологических проблем. Только тогда студент будет понимать, зачем вообще нужны научные знания и мет ...

Психологические составляющие политического поведения индивида
Поиск причин, объясняющих содержание политического поведения дополняются исследованиями собственно психологической природы тех поступков, которые совершают граждане. Современные трактовки политического поведения базируются на самых разных методологических основаниях, но все они так или иначе вводят в схему "стимул-реакция" пр ...

Факторы, вызывающие конфликт
Информационные факторы, которые связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать: неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация, переданная с опозданием; нежелательное обнародование информации; Поведенческие факторы - неуместность, г ...

Категории