Этапы преобразования заботы о потомстве в филогенезеСтраница 3
5. На пятом этапе, помимо всего прочего, у родителей возникает специально организованная деятельность, обеспечивающая освоение детенышем взрослых форм поведения. Они предоставляют не только условия для удовлетворения основных витальных потребностей, но и условия для научения. Такое поведение родителей также может быть разной степени сложности.
А) Родители обеспечивают только возможность развития, предоставляя необходимые объекты для этого. Кошки приносят котятам мышей, но сами на глазах котят никогда не демонстрируют способов охоты, а только наблюдают за игрой детенышей. Чем более активно играют котята, тем более подвижную добычу приносит им кошка. Сюда же можно отнести игры родителей с детенышами, когда родители предоставляют возможность потомству освоить в игре необходимые формы поведения. Это особенно развито у видов, рождающих одного детеныша, например, у ластоногих, хоботных, приматов, некоторых копытных. Конечно, помимо игр с родителями, детеныши этих животных много играют самостоятельно и с ровесниками.
Б) Появление поведения родителей, в результате которого детеныши могут обучаться взрослым формам поведения непосредственно от них. Здесь еще у родителей нет мотивов обучения. Они только позволяют детенышам участвовать в своей собственной деятельности и терпеливо, а часто с удовольствием относятся к недостаточно эффективным действиям своего потомства. Это относится к участию детенышей в гнездостроении (у человекообразных обезьян), в охоте у хищных, обработке пищевых объектов и т.п. Нет оснований предполагать, что родители представляют себе необходимость обучения детенышей и целенаправленно строят свое поведение. Во всех случаях они удовлетворяют свои потребности, часть которых такова, что совпадает с задачами обучения детенышей.
В) Появление поведения родителей, которое специально направлено на возникновение у детенышей новых форм поведения. Только у человека такое поведение регулируется мотивом обучения, да и то далеко не всегда. Как показал анализ материнских функций, развитие у ребенка общения, освоение им внешнего мира в манипуляциях с объектами и даже освоение им некоторых культурных способов удовлетворения потребностей не всегда предполагают специально организованный процесс обучения, а основаны на эмоциональном отношении матери к самому ребенку и особенностях удовлетворения его потребностей.
Тем более это справедливо для предчеловеческих уровней развития. Однако подобное поведение появляется уже у высших животных. Описано при наблюдении за самками обезьян. Они, например, обучают детенышей самостоятельно передвигаться. Гориллы и шимпанзе, а также некоторые низшие обезьяны (гамадрилы, макаки и др.) сажают детеныша перед собой на вытянутых руках, отпускают руки и стимулируют детеныша самостоятельно добраться до себя. Заканчивается этот «сеанс обучения» объятиями и поцелуями, самка прижимает немного испуганного детеныша к себе. Довольно скоро детеныш воспринимает это как игру, бросается к матери со смехом и визгом. Именно такое поведение детеныша и является целью матери. Она доставляет самой себе удовольствие, которое достигается, когда детеныш приобретает необходимую форму поведения. В других случаях это связано с возникновением у детеныша способности находится некоторое время вне контакта с матерью. При этом он должен быть спокоен и заниматься каким-то своим, интересным для него делом. Самки орангутанов подвешивают детенышей на ветви, постепенно увеличивая время сепарации детеныша. Сначала он пугается, но поскольку мать сразу же возобновляет контакт при первом его писке, то довольно быстро, через 2-3 дня, он с удовольствием обследует ближайшее окружение в присутствии матери.
В последние годы имеются данные о том, что самки понгид демонстрируют детенышам способы обработки пищевых объектов и корректируют их действия: самки шимпанзе, заметив, что детеныш смотрит на то, как они разбивают камнем орех, замедляют движение руки с камнем и повторяют его, глядя на детеныша. Кроме того, они могут придержать руку детеныша с камнем и сделать его рукой более правильное движение удара по ореху. Самки тщательно следят за всеми действиями малышей и предупреждают или поправляют движение объектов или самих детенышей, когда предвидят угрозу для малыша (например, самка орангутана, наблюдая за игрой детеныша с катающимся бревнышком, подставляла руку и придерживала это бревнышко, когда оно могло придавить пальчики ног детеныша, а он этого не замечал).
Компромиссная форма ведения дискуссии
Сочетает элементы программированности с отступлением в сторону свободной стратегии. Некоторые проблемы и задачи могут быть заданы ведущим, другие возникают непреднамеренно в ходе групповой работы и выдвигаются самими участниками.Основные фазы процедуры дискуссии:
1. фаза ориентировки;2. фаза оценки;3. завершающая фаза.Каждой фазе соотве ...
Формирование образной памяти у дошкольников с нарушением слуха
Состояние слуха оказывает решающее влияние на речевое и психологическое становление ребенка. Сущность аномального развития детей с частичным нарушением слуха заключается в том, что его первопричина – биологическая, а последствия – социальные, причем главные проявления этих последствий носят функциональный характер (недоразвитие речи, ос ...
Психологические классификации отклоняющегося поведения
Трудновоспитуемость ребенка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятель ...