Материалы » Анатомические основы воли

Анатомические основы воли
Страница 1

Человеку свойственна активность непроизвольная (неволевая) и произвольная (волевая). Непроизвольная, возникает без сознательного усилия, под действием внешних причин, без намерения. Произвольная активность возникает по заранее поставленной цели, по вашему намерению, связана с вашим "Я" и протекает с сознательным усилием.

Воля

- это активность человека, осуществляемая с заранее поставленной целью, с предварительным выбором средств, ведущих к достижению цели, и с применением сознательного усилия. К непроизвольным движениям относятся рефлекторные движения (кашель, чихание, мигание и т.д.) и действия связанные с переживаниями, они возникают бессознательно. В отличие непроизвольных действий волевые действия являются сознательными. Деятельность сознания выражается в постановке цели, в предварительном выборе средств и путей, ведущих к достижению цели и в применении усилий для ее достижения.

Волевые процессы начинаются со стремлений.

Стремления

возникают из потребностей человека и бывают направлены на объект, который может удовлетворить эту потребность, на объект, который нужно найти, или создать, изменить и т. д.

Степень осознанности стремлений зависит от силы потребности, от опыта и знаний человека, от развития его мышления и воображения.

По степени осознанности принято различать два вида стремлений - влечение и желание.

Влечение

- это стремление, в котором создается только недовольство настоящим состоянием, но не осознается цель стремлений (не осознаются пути и средства к достижению цели). Влечение - это такое состояние, когда человек сознает, что ему чего-то не хватает, что-то ему нужно, но что именно, этого он не осознает (представляет и не осмысливает). Человек переживает тягостное состояние в виде чувства скуки, тоски, "неопределенности" (у детей - капризы). Влечения проявляются чаще у людей не занятых делом, без жизненных интересов, со слабой активностью.

Желание

- это такое стремление, в котором осознается только цель стремления, но не осознается пути и средства, ведущие к ее достижению (безграничная мечта).

Когда пути и средства найдены, то желание проявляется как осознанное стремление.

Желание становится действенным, осознается возможность достижения цели, готовность действовать в определенном направлении и когда осознаются последствия предполагаемых действий (хотение

).

Вполне осознанное желание - это волевое стремление, которое может перейти в действие.

За желаниями следуют действия.

Простые волевые действия- хотел встать - встал; захотел взять карандаш - взял.

Большинство волевых действий носит сложный

характер т. к. между желанием и действием нужен выбор цели, выбор средств и путей достижения цели и принятия решения.

Все то, чем определяется преемственность или не преемственность целей и путей, ведущих к достижению этих целей, называются мотивами действий.

Мотив

- это ответ на вопрос, почему человек ставит перед собой эту цель, а не другую, почему он при достижении поставленной цели или предполагает действовать такими-то, а не другими средствами и путями.

Волевые действия совершаются по мотивам. Человек при выборе цели опирается на свое мировоззрение, на принципы морали, на эстетические вкусы, на личные и общественные интересы.

При обсуждении человек опирается на факты, принципы, правила, которыми он руководствуется в своих решениях. Это обсуждение и обоснование мотива называется мотивацией

.

Процесс выбора целей, выбора путей и средств приобретает характер внутренней борьбы (борьба мотивов

).

Принять решение - это значит остановиться на одной определенной цели, на одном способе или путях действия, ведущих к достижению целей.

Нерешительность и неустойчивость изживаются, когда принятие решения связанно с предварительным планированием действий.

Планирование

- это сложная умственная деятельность, которая состоит в отыскании наиболее рациональных способов и средств, ведущих к достижению поставленной цели.

Страницы: 1 2 3


Синдром дефицита внимания, связанный с гиперактивностью, его коррекция
В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети. Синдром дефицита внимания – это неврологическое, поведенческо – возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, ко ...

Ценностные ориентации подростков
Основой отношения человека ко всем аспектам жизни является направленность его личности. И, по мнению многих авторов, системообразующим фактором направленности личности является структура ценностных ориентаций. Причем компоненты направленности становятся свойствами личности. Разные авторы в своих работах по-разному классифицируют ценнос ...

Предупреждение конфликтов
Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на какую-либо сферу человеческих отношений. Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Прогноз - это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания его места и времени возникновения ...

Категории