Коррекция недостатков памятиСтраница 1
Память занимает важное место в развитии и учебной деятельности учеников. Правда, иногда значение памяти в процессе усвоения знаний преувеличивается. Традиционная директивная педагогика основывается на представлении о том, что основным механизмом формирования знаний, умений, навыков является их многократное повторение вплоть до запоминания. Осмысление материала, который изучается, в этом контексте воспринимается как средство облегчения процесса усвоения. Соответственно успешность учебы зависит от качеств памяти ребенка.
Однако заученный наизусть материал еще не является присвоенным, поскольку не гарантирует успешного его использования на практике. И, наоборот, потребность учить правило наизусть отпадает, если ученик с нормальным интеллектом понял его, поскольку может пересказать своими словами.
Среди учеников с нормальным интеллектом есть такие, которые сначала запоминают материал и только впоследствии осмысливают его и присваивают. У детей с умственной отсталостью этого не происходят. У них выразительно наблюдается тенденция к формальному зазубриванию. Знания, добытые таким способом, оказываются поверхностными, недействительным и, в конечном итоге, ненужными. С другой стороны, ученики вспомогательной школы не в состоянии своими словами воссоздать даже тот учебный материал, который хорошо понимают.
Поэтому перед педагогом стоит задание сначала добиться осмысленного усвоения знаний умственно отсталыми детьми, а потом уже заучивание их наизусть.
Учитывая слабость памяти учеников вспомогательной школы, необходимо сначала создать условия для облегчения этого процесса. С этой целью информация подается малыми порциями, задействуется максимально возможное количество анализаторов при восприятии, новый материал связывается с опытом ребенка, организуются разнообразные формы повторения. Вообще повторение во вспомогательной школе занимает особенное место. Дети повторяют сразу после заучивания, в начале и в конце четверти и тому подобное. Однако все эти мероприятия являются лишь приспособлением к дефекту.
Как уже отмечалось, непроизвольное запоминание детей-олигофренов является очень слабым и плохо поддается коррекции, потому использовать распространенные в массовой школе для облегчения усвоения знаний приемы, такие как дидактичные игры, во вспомогательной школе следует очень осторожно.
Заданием "собственно коррекции" недостатков памяти является формирование рациональных приемов запоминания и воссоздания, развитие произвольности этих процессов, подчинения памяти мышлению.
Учитель должен не просто дать детям задания выучить наизусть, а научить, как это можно сделать, как облегчить этот процесс путем активного повторения, группирования материала, складывания плана, выделения главного, установления логических и образных связей и тому подобное. Следует обращать внимание детей на то, что отбор приема заучивания зависит от структуры учебного материала. Запоминания текста, таблички умножения, грамматического правила, стиха требуют разных приемов.
Интересные возможности памяти умственно отсталых учеников были выявлены Ю. Приян. Она предлагала им запомнить и впоследствии воссоздать группы слов, используя при этом разные вспомогательные приемы: классификацию, складывание со словами предложений, обозначения слов с помощью схематических и символических изображений (пиктограмм). Оказалось, что самым производительным является последний способ, который вызывал заинтересованность, стимулировал к творчеству, способствовал активизации мышления и воображения респондентов.
Эффективность запоминания с помощью пиктограмм была доказана не только в лабораторных условиях, но и во время уроков. Ученикам предлагали в процессе объяснения новой темы из естественных и гуманитарных учебных дисциплин делать схематические рисунки. Использования этих рисунков во время воссоздания значительно облегчали актуализацию знаний. Пиктограммы исполняли роль внешней опоры, которая способствовала мобилизации деятельности мозга в определенном направлении.
Большое значение для точности и прочности запоминания и длительности хранения имеет повторение. Повторение - это воссоздания знаний и умений с целью облегчения их усвоения. Исследованием роли повторения в процессе учебы умственно отсталых детей занимались Л. В. Занков, Б.І. Пинский, Х.С. Замский.
Признаки негативной аффективности
Болезненное бесчувствие
(anaesthesia psychica dolorosa) — мучительное чувство утраты эмоций, невозможности воспринимать природу, испытывать любовь, ненависть, сострадание, гнев.
Депрессивная девитализация
— чувство ослабления или исчезновения влечения к жизни, инстинкта самосохранения, соматочувственных влечений (сна, аппетита, либид ...
Социальная ситуация развития личности в дошкольный период
По мнению Леонтьева А.Н., дошкольное детство — это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. Ребенок в игре и других видах деятельности овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя человеческие действия с ними. Шаграева О.А. отмечает, что ребено ...
Типология конфликта. Причины возникновения, основные стадии протекания
конфликтов
В психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между боязнью учителя и нежеланием делать уроки), межличностным (между учителем и учеником); между личностью и организацией (класс и ребенок); между группами одного и ...