Трансакционный анализСтраница 1
Единица социального общения называется трансакцией. Если два или больше человек соберутся вместе, рано или поздно один из них заговорит или каким-то другим образом покажет, что замечает присутствие остальных. Это называется трансакционным стимулом
. Другой человек что-нибудь скажет или сделает в ответ на стимул, и это называется трансакционной реакцией
. Простой трансакционный анализ определяет, какое состояние Я породило трансакционный стимул, а какое – трансакционную реакцию.
Вначале анализируются простые трансакции, затем стереотипные наборы трансакций и, наконец, сложные комплексные операции, часто включающие несколько человек и обычно основанные на усложненных фантазиях.
Некоторые наборы социальных маневров объединяют оборонительные и вознаграждающие функции. Такие маневры именуются развлечением и играми. Более сложные операции основаны на экстенсивном подсознательном жизненном плане, который называется сценарием – по сходству с театральными сценариями, которые интуитивно основаны на этих психологических драмах. Эти термины: развлечение, игра и сценарий – и составляют словарь трансакционного анализа.
Трансакционный анализ – это обмен воздействиями между людьми (между их Эго-состояниями). Существуют трансакции трех видов: комплиментарные, пересекающиеся и скрытые.
Комплиментарная трансакция – это такая трансакция, при которой, трансакционные векторы параллельны друг другу. Ответ исходит из того Эго-состояния, на которое был направлен запрос.
Комплиментарные (дополняющие) трансакции.
Скрытые трансакции – это наиболее сложный вид трансакций и отличается тем, что в них одновременно передается два сообщения. Одно из этих сообщений открытое, социального уровня, второе – скрытое, или психологического уровня, содержащее скрытый мотив.
Скрытые трансакции.
Пересекающиеся трансакции, состоят в том, что ответ исходит не из того Эго-состояния, к которому было обращено воздействие.
Пересекающиеся трансакции.
Трансакции обычно осуществляются сериями. Последовательность трансакций в каждой серии не случайна, она запрограммирована. Программирование может осуществляться на одном из трех уровней: Родителя, Взрослого и Ребенка, или, в более общем смысле, задаваться обществом, реальной действительностью.
Психика на протяжении дня подвергается воздействию многочисленных внешних и внутренних стимулов, причем не все из этих стимулов могут быть сразу «ассимилированы». Последующий сон предоставляет возможность произвести такую ассимиляцию. Таким образом, день удобно рассматривать как «единицу Эго». С этой точки зрения функцией сна является ассимиляция опыта предшествующего дня. Новый день начинается с относительно свежим состоянием Эго, и процесс повторяется. Если что-то не может быть «ассимилировано», сны становятся повторяющимися, а Эго в бодрствующем состоянии инертным.
Сдвиги состояний Эго зависят от трех факторов: от сил, действующих в каждом состоянии; от проницаемости границ между состояниями; от катетической емкости каждого состояния. Именно количественное соотношение этих трех факторов определяет клиническое состояние пациента. Именно Родительское влияние определяет, какой именно Ребенок активен в данный момент: приспособившийся или естественный. Приспособившийся Ребенок – это архаическое состояние Эго, которое находится под Родительским влиянием, в то время как естественный Ребенок – это архаическое состояние Эго, свободное от такого влияния или пытающееся от него освободиться.
Характеристика подхода и личность автора
Гарри Стек Салливан – создатель новой идеи, известной как «межличностная теория психиатрии». Ее главный принцип заключается в следующем: личность – это «относительно устойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций, характеризующих жизнь человека» (1953, с. 111)[1]. Личность – это некая сущность, которая связана с чело ...
Развитие воображения у дошкольников
Представления воображения формируются у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятий и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его воображение.
У детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявление воображения. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый жизненный опыт ...
Нейропсихологическая коррекция и абилитация когнитивной сферы ребенка
младшего подросткового возраста
В подростковом возрасте наряду с прогрессивным созреванием и, соответственно, увеличением доли "ответственности" коры за протекание когнитивных психических процессов, значительные влияния оказывает на них подкорковая импульсация, вызванная резким повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы. Это влияние существенно ск ...