Индивидуальность и ее проявленияСтраница 1
Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя видов, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генетически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными они не становятся. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования. Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.
Начинать изучение проблемы личности надо с индивида – неделимой дальше частицы какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Гораздо содержательней другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Схематически это выглядит так: человек выступает сначала как особь, «случайный индивид», затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений.
Сущность «особой личности», по словам К. Маркса, составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.
Индивидуальные свойства личности – это не то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность.
Степень такого воздействия может быть разной. При очень сильном воздействии можно говорить о поглощении взрослым внутреннего мира ребенка, часто это называется симбиозом. Предельным выражением его является не только психическая, но и физическая зависимость человека от человека. Есть факты, свидетельствующие о том, что у ребенка, которого из-за физических недостатков постоянно носят на руках, не развивается даже автономная терморегуляция, казалось бы, естественная функция организма.
Исследования показывают, что родители даже при выздоровлении своего чада продолжают относиться к нему как к ослабленному, жалеют его и… не дают ничего делать самому, дабы он лишний раз не напрягался. Результат – полная зависимость от родителей, неумение принимать собственных решений.
Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено… И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются – мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос – ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми – застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили? Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.
Что же это за способности? Самая важная из них – способность вставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой.
Основная часть
Одной из причин интереса к проблеме профессионального самоопределения является признание того, что оно является способом самоактуализации личности в социально-одобряемой деятельности и важнейшей линией ее жизненного самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, М.Я. Басов, К.М. Гуревич, М.Р. Гинзбург, Н.А. Логинова, А.В. ...
Особенности памяти при нормальном и нарушенном развитии в детском возрасте
Знаниям о психологических особенностях детей всегда придавалось огромное значение. Особого внимания требуют к себе дошкольный возраст, когда детский организм подвержен влиянию многих факторов, и любое промедление в своевременной диагностике и начале коррекционной работе может привести к тому, что ребенок оказывается неуспевающим ученико ...
Процедура исследования
Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника (Приложение 1), бланки для ответов, и зачитывается инструкция.
Инструкция:
«Предлагаемый Вам тест содержит 40 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы ...