Клиническая феноменология депрессииСтраница 1
Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение)— психическое расстройство, которое характеризуется патологически сниженным настроением (гипотимией) с негативной, пессимистической оценкой себя, своего положения в окружающей действительности и своего будущего. Депрессивное изменение настроения наряду с искажением когнитивных процессов сопровождается моторным торможением, снижением побуждений к деятельности, соматовегетативными дисфункциями. Депрессивная симптоматика негативно влияет на социальную адаптацию и качество жизни (словарь).
Депрессия - одно из наиболее распространенных расстройств, встречающихся в психологической практике (от 3 до 6% в популяции). Причем около 1% депрессий ежегодно диагностируется первично. Это значит, что риск заболевания в течение жизни составляет около 20%.
В соответствии с причинами возникновения депрессия может быть психологически понятной ("адекватной"), вызванной определенными жизненными обстоятельствами
(реактивные депрессии),
и "неадекватной" (по тяжести, длительности, наличию психотических черт), не выводимой из имеющейся жизненной ситуации, т.е. не связанной с экзогенными факторами
(эндогенные депрессии).
Эндогенные депрессии встречаются преимущественно в рамках маниакально-депрессивного психоза и делятся на 2 основные формы -
биполярную (при чередовании с маниакальными фазами) и
монополярную или
униполярную (при течении только депрессивными фазами).
В англо-американской литературе принято выделять также
первичные и вторичные депрессии.
Последние могут быть связаны с различными соматическими заболеваниями, органическими факторами, включая медикаментозное лечение.
Некоторые авторы делят депрессии на
простые, или мономорфные, и сложные, или полиморфные, что также имеет важное для терапии прогностическое значение.
В настоящее время существует около десятка классификации (линейных, древообразных, структурных, феноменологических, многоосевых, патогенетических и т.д.) депрессивных состояний. Но ни одна из них в полной мере не отражает реального многообразия клинических проявлений депрессии и сложного переплетения этиопатогенетических факторов, ее формирующих.
Современные официальные классификации - международная МКБ-10 и американская DSM-IV - используют операциональные диагностические критерии, которые больше ориентированы на синдромальный, чем на нозологический подход.
У нас принят 10-й пересмотр международной классификации болезней (МКБ-10, 1994). В которой существует рубрика "Аффективные расстройства настроения" (F3) для диагностики и систематики депрессивных состояний.
В современной классификации (МКБ-10) основное значение придается:
1. вариантам течения депрессии:
• F 32 единственный депрессивный эпизод,
• F 33 рекуррентная (повторяющаяся) депрессия,
• F 31 биполярное расстройство (смена депрессивных и маниакальных фаз),
• F 34 циклотимия, дистимия,
2. выраженности депрессии:
• легкая, • умеренная, • тяжелая.
3. наличию дополнительных симптомов (соматических и психотических)
В каждом F выделяются подрубрики, 1) по тяжести 2) по наличию соматических симптомов 3) по наличию психотических симптомов а) конгруэнтных или б) неконгруэнтных настроению. Есть также рубрики для неуточненных расстройств.
Так называемые "соматические
" симптомы (иначе определяются как витальные, или биологические), имеют здесь специальное клиническое значение и связаны с нарушениями физиологических функций. Например, пробуждение по утрам на 2 или более часов раньше обычного времени, выраженное снижение аппетита, потеря в весе тела.
Психотические
симптомы включают бред, галлюцинации или депрессивный ступор. Бредовые идеи чаще всего имеют фабулу греховности обнищания, грозящих несчастий, за которые несет ответственность больной. Слуховые галлюцинации, как правило, обнаруживаются в виде обвиняющего или оскорбляющего характера голосов, а обонятельные - в виде запахов загнивающей грязи или плоти. Выраженная психомоторная заторможенность может перейти в ступор.
Психосоциальная концепция развития личности
Эриксона
Психосоциальная концепция развития личности, разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу ...
Педагогическое направление арттерапии. Арттерапия – лечение искусством
Развитие знаний, резкое увеличение объёма информации и ускоренный ритм современной жизни всё чаще приводят к психическим и физическим перегрузкам. Учащиеся всех уровней образования в процессе получения знаний постоянно испытывают информационное давление, являющееся причиной стрессов. Поэтому вопрос о психических и физических перегрузках ...
Теоретические
подходы к моделированию коммуникационных
процессов в современной организации
Прежде всего, определим понятие коммуникации. Задача эта сложная, поскольку, как отмечает В.Б. Кашкин, определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.[1] Собственно термин «коммуникация» (от лат. - communicatio - делать общим, сообщать, беседовать, связывать) появился в научной литературе в начале XX ...