Материалы » Клиническая феноменология депрессии » Признаки негативной аффективности

Признаки негативной аффективности

Болезненное бесчувствие

(anaesthesia psychica dolorosa) — мучительное чувство утраты эмоций, невозможности воспринимать природу, испытывать любовь, ненависть, сострадание, гнев.

Депрессивная девитализация

— чувство ослабления или исчезновения влечения к жизни, инстинкта самосохранения, соматочувственных влечений (сна, аппетита, либидо).

Апатия— дефицит побуждений с утратой жизненного тонуса, вялостью, безразличием ко всему окружающему.

Ангедония— утрата чувства наслаждения, способности испытывать удовольствие, радоваться, сопровождающаяся сознанием внутренней неудовлетворенности, психического дискомфорта.

От сочетания симптомов зависит синдромальная структура

депрессивных состояний. Она весьма разнообразна и в значительной мере зависит 1) от интенсивности и качества гипотимного аффекта, а также 2) личностных особенностей больного. Сейчас прозвучат еще несколько «классификаций», в которых вы не должны запутаться. То, о чем пойдет речь дальше – это синдромальные классификации.

Они интересны, наглядно описывают проявления заболевания, но, к сожалению, разнородны и в современной науке, стремящейся к унификации, сохраняются в обособленном виде. Между собой психиатры (особенно отечественные) говорят на языке синдромальных особенностей депрессии, а в историю болезни пишут номер по МКБ.

Оригинальную систематику депрессий в предложил K.Leonhard

(1957). Он выделял депрессию бедности участия (близка к анестетическому варианту), депрессию неуверенности (наличие депрессивных идей отношения, иллюзий, галлюцинаций), депрессию само мучения (преобладают бред самоуничижения, самообвинения и другие депрессивные идеи); суетливую депрессию (близка к тревожному варианту) и ипохондрическую депрессию (преобладают ипохондрические переживания, идеи и сенестопатии).

Среди отечественных синдромальных систематик наибольшее распространение получила классификация Е.С. Авербуха (1962

), который выделял: 1) меланхолический, 2) тревожно-депрессивный, 3) астено-депрессивный, 4) деперсонализационно-депрессивный, 5) навязчиво-депрессивный и 6) депрессивно-ипохондрический синдромы.

Т.Ф. Пападопулос

(1975) в соответствии со своей структурно-динамической концепцией дает следующую типологию депрессивных приступов типичного циркулярного психоза: 1) циклотимические депрессии; 2) простые циркулярные депрессии; 3) бредовые циркулярные депрессии; 4) парафренно-депрессивные циркулярные приступы.

О.П. Вертоградова

(1980) по ведущему аффекту группирует депрессии на тревожные, тоскливые, апатические и недифференцированные. При отсутствии какого-либо депрессивного аффекта, но наличии других признаков депрессии диагностируется маскированная депрессия. Расстройства в двигательной или идеаторной сферах имеют ассоциированное значение, по этому критерию выделяются заторможенная, ажитированная, смешанная, или сложная, (при сочетании заторможенности и возбуждения) и диссоциированная (при отсутствии нарушений в идеомоторной сфере) формы депрессий.

Ю.Л. Нуллер, И.Н. Михаленко

(1988) выделяют 4 основных депрессивных синдрома: тревожно-депрессивный, меланхолический, анергический и депрессивно-деперсонализационный.

До настоящего времени среди психологических концепций депрессии сохраняют актуальность три основные теоретические модели, к которым в той или иной степени тяготеет большинство эмпирических исследований: психоаналитическая, бихевиористская и когнитивная. Каждый из этих подходов акцентирован на определенном аспекте расстройств, игнорируя остальные. Так, аналитическая терапия фокусируется, в основном, на детских травмах; поведенческая — на устойчивых способах реагирования, возникших по механизму условнорефлекторной связи; когнитивная — на дисфункциональных паттернах мышления.


Подготовка специалистов в управлении человеческими ресурсами
В настоящее время многие специалисты склоняются к мнению, что краткосрочные корпоративные семинары-практикумы как нельзя лучше решают эту задачу. Однако сегодня традиционные модели, ориентированные на получение слушателями специализированной информации, не могут в полной мере выполнить свое назначение. Прежде всего, это обусловлено знач ...

Психофизиологическая характеристика скорости
Наиболее важным качеством является скорость – реакция на стимул, которая имеет три составляющих: o Движение мыслью; o Движение телом; o Движения взаимодействия с партнёром. Скорость – в основном врождённое качество, тренируемое только до 30%. Развитие скоростно-силовых качеств и координации движений стимулирует функцию нервной систе ...

Общее представление о личности в психологии. Основные психологические теории личности. Структура личности
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определённые врождённые особенности. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – развитие интеллекта, строение руки – возможность использования орудий труда. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детёныша животного. Принадлежность конкр ...

Категории