Материалы » Становление одаренной личности » К вопросу о появлении политического лидерства

К вопросу о появлении политического лидерства

В разное время исследователи искали истоки стремлений к власти в разных психологических образованиях – ценностях, мотивах, способностях, даже задатках, разгоралась дискуссия между защитниками теории черт и кросс-ситуативных теорий лидерства и власти, однако к единому мнению так и не пришли. Теории самомониторинга Марка Снайдера с момента своего появления в 1974 г. является попыткой снять остроту противоречий в вопросе о зарождении власти на межличностном уровне. Несмотря на большое количество исследований взаимосвязи самомониторинга с феноменом лидерства, вопрос о роли самомониторинга в стремлении и достижении политической власти до сих пор остается не затронутым специалистами.

В нашем исследовании было задействовано две группы. Первая группа - студенты и аспиранты МГУ им. М.В. Ломоносова (70 человек). Вторая группа - лидеры и активные участники региональных молодежных политических движений демократического толка (79 человек). Мы предположили различный уровень самомониторинга в зависимости от присущего группе уровня политической активности и политического лидерства, а также различную связь с основными механизмами достижения и реализации лидерства, а именно – макиавеллизмом и авторитаризмом. Почти все гипотезы нашего исследования подтвердились, кроме того, были обнаружены дополнительные данные, касающиеся феноменологии самомониторинга.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Во-первых, самомониторинг связан с явлением политического лидерства и людям, занимающим лидерские позиции в сфере политики, свойственен значимо более высокий уровень самомониторинга. Кроме того, две другие характеристики из области феноменологии власти (макиавеллизм и авторитаризм) также связаны с политическим лидерством.

Во-вторых, главный фактор самомониторинга «Активно-демонстративная адаптивность» является ключевым в реализации стратегии самопрезентации в группе лидеров политических движений, однако активная стратегия гармонично сочетается с использование и второй грани самомониторинга – «Направленности на других», которая в данной группе является поддерживающей основную стратегия функцией. То есть последние осуществляют активные демонстративные техники выстраивания своего образа в публичных ситуациях, не упуская из вида особенности ситуации и окружения. В то время как в среднестатистической группе (студентов) активные техники не всегда сочетаются с пассивными (подстраивание под других), а иногда даже идут в разрез друг с другом (активность, например, может реализовываться способом, противоположным требованиям ситуации).

В-третьих, вне зависимости от параметра политической активности респондентов самомониторинг в большей степени связан с такой характеристикой из области феноменологии власти, как макиавеллизм, и в меньшей степени – с авторитаризмом, причем связь с авторитаризмом обратная. То есть манипулятивные техники занимают значительное место в реализации стратегии самопрезентации людей с высоким самомониторингом, авторитарные техники не свойственны, а анти-авторитарные используются, но в меньшей степени. Кроме того, по полученным результатам политическое лидерство связано с большей свободой выбора техник самопрезентации при реализации той или иной стратегии самопрезентации (нет привязки к определенным техникам).


Причины возникновения отклоняющегося поведения
Безусловным является то, что ребенок развивается, становится личностью и приобретает определенные модели поведения в социальной среде, окружающей его. Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние и лишь постепенно становятся внутренними. Так, «через других мы становимся самим собой» [10, т. 3, стр. 144]. Одн ...

Самоподобие — принцип управления гештальт-системами
Как осуществляется управление гештальт-системами? Наука стремится не только описывать, но и совершенствовать. Каковы же критерии, обеспечивающие возможность принимать оптимальные решения — отказаться от чего-то одного и делать что-то другое? Эти критерии предоставляет принцип самоподобия. Что под ним подразумевается? Процессы жизни хара ...

Личность ребенка как субъект воспитания
Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, итогом изменение психологических характеристик личности. Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятел ...

Категории