Анализ представлений о двигательной деятельности человекаСтраница 4
Основополагающей работой для выделения психологии двигательной деятельности является исследование М.М.Богена «Обучение двигательным действиям». В предисловии к этой работе Гальперин П.Я. отметил: «Для нового действия в целом нет ни готовых механизмов внутри организма, ни готовых раздражителей во внешней среде. Его исполнение может опираться только на ориентировку обучаемого в тех объективных отношениях задачи, которые ведут от заданных условий к заданной цели». П.Я.Гальперин показал, что движение, возможно, исследовать и со стороны изучения целеобразования, и со стороны задачи. Этот подход и был осуществлен М.М.Богеном. Он доказал в своих исследованиях, что «двигательное действие существует как способ решения двигательной задачи».
В своей работе М.М.Боген ставит и решает проблемы психологии движений. Он рассматривает проблемы двигательной деятельности в плане решения двигательных задач. М.М. Боген подробно описывает процедуру формулирования двигательных задач в соответствии с условиями реализации движения. Этим он впервые показал содержание построения двигательной задачи. Выполненная в полном объеме условий деятельности двигательная задача выступает «образом действия». Для нас, в плане овладения пространством движения, и «образ действия», и «двигательная задача» становятся содержанием развертывания действий в актуальном пространстве действующего ребенка.
В.П.Зинченко и С.Д.Смирнов обозначают предмет двигательной деятельности, управляющий процессом деятельности, который инициирует и регулирует ее пространственно-временные характеристики. Предметность двигательной деятельности, отмечают авторы, выходит за пределы координат действующего тела в систему координат внешнего мира. Предметное действие удовлетворяет какую-нибудь потребность человека и строится по законам внешнего пространства, в котором реализуется. Авторы подчеркивают, что « .наиболее существенным признаком, отличающим «живое» движение от механического, является то, что оно представляет собой не только и не столько перемещение тела в пространстве и времени, сколько овладение (разрядка авторов) пространством и временем».
Расширяя традиционное понимание предмета двигательной деятельности, В.П.Зинченко и С.Д.Смирнов вводят новое понимание цели, стоящую за деятельностью. Овладение целью ставится как проблема овладения средой, в которой разворачивается деятельность вместе с его инструментом — телом человека.
Обозначая предметом деятельности, овладение пространством, авторы приближаются к пониманию более полного анализа двигательной деятельности, как телесно-действующей в определенном пространстве, где выход за границы «вещи в себе» означает переход к «вещи для себя» и «вещи для других». В этом авторы видят методологичностъ взаимодействия действующего субъекта с окружающим пространством. Поэтому авторы, вслед за А.Н.Леонтъевым и Н.А.Бернштейном, предлагают в качестве единицы психологического анализа любой деятельности выделить «живое» движение. Эта единица обладает, по их мнению, всеми свойствами, необходимыми для такого выделения. Она воплощает в себе единство деятельности и сознания, единство внешней и внутренней деятельности, находится в непрерывном развитии, представляет собой диалектическое единство формы и содержания и т.д. На наш взгляд, если «живое движение», как разворачиваемое в пространстве своих отношений, может стать единицей психологического анализа любой деятельности, то в двигательной деятельности оно должно стать предметом деятельности, если раскрыть его со стороны «живого» содержания.
Зинченко В.П. и Смирнов С.Д., не претендуя на анализ двигательной деятельности, предлагают схему порождения любой деятельности с помощью модели «живого движения» как психологической категории, содержащей «психологический фактор» и преодоление пространства. Это, по мнению В.П.Зинченко и С.Д.Смирнова, позволяет вскрыть структуру взаимодействия внешнего и внутреннего, материального и идеального в деятельности человека.
Особой проблемой для осуществления действия выступает предметность действия как соотнесенность перцептивного образа реальному объекту. Решение - проблемы предметности действия А.В.Запорожец и В.П.Зинченко видят в последовательном анализе внешних свойств и их отношений с переходом на внутренние, скрытые отношения частей и сторон действия. Этот процесс кольцевой: свойства внешней деятельности интериоризируются, а созданный образ экстериоризируется в виде перцептивного действия осуществляемого вовне. «Без участия движения наши ощущения и восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенности к объектам внешнего мира, что, собственно, только и делает их явлениями психическими».
Авторами отмечается связь между действием и движением и в то же время приводится различие, когда действие может быть без движения (например, умственное действие) или когда движение может быть без действия (например, при отсутствии целенаправленности движения). Со ссылкой на А.Н.Леонтьева «действие всегда предполагает известное целесообразное преобразование (реальное или мысленное) внешней предметной ситуации», процесс построения образа предполагает, по мнению А.В.Запорожца и В.П.Зинченко, наличие моторного алфавита, который они назвали алфавитом викарных перцептивных действий.
Влияние личности взрослого и сверстников на образ «Я» у подростков
Говоря о самосознании, исследователи чаще всего упускают важную роль культурного окружения человека, воздействие огромного информационно-культурного пласта, в котором индивид выстраивает свои цели, поведение на протяжении всей своей жизни. Роль «значимых других» вряд ли можно свести только к функции «зеркального отражения», если учитыва ...
Содержание этического кодекса супервизора
Кодекс определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения психоаналитически ориентированных специалистов и кандидатов в специалисты в отношении пациентов, коллег, общества и психоаналитической терапии. Психоаналитически ориентированными специалистами считаются члены НФП(Национальная Федерация психоанализа), имеющие статус ...
Социальный интеллект подростков
Концепция эмоционального интеллекта (ЭмИн) получила свое развитие из представлений об эмоциях, как об информации определенного рода, с помощью которой люди составляют суждения об окружающем мире.
Понятие «эмоциональный интеллект» включил в структуру социального интеллекта Д. Гоулман и предложил рассматривать его как важный компонент ли ...