Материалы » Психофизиология » Анализ представлений о двигательной деятель­ности человека

Анализ представлений о двигательной деятель­ности человека
Страница 1

Психофизиологическое направление в психологии рассматривает движения человека в терминах рефлекторных актов, последовательно описывае­мых движение в виде комплекса рефлексов. С позиций данного направления движение существует в форме двигательного комплекса (навыка). Понятие «на­вык» понимается как моторный акт, жестко «завязанный» с условиями его прове­дения. Рефлекс является единицей анализа двигательных, моторных актов чело­века. Для Вундта В. движение становится «бессознательным умозаключени­ем», К.Д.Ушинский считает его «полурефлексом» (результатом воспита­ния), П.Ф.Лесгафт определяет человеческое движение «сознательной физи­ческой работой».

«Представители позитивистского направления, начиная с О.Конта, рас­сматривали движения человека в контексте его практической деятельности. Раз­вивая этот подход, А.Шопенгауэр рассматривал волюнтаризм поведения человека с опорой на природные свойства организма, которые «провоцируют» определенное поведение человека. Систематического изучения движений чело­века в психологическом плане представители данного направления не проводи­ли. Позитивистский подход в психологии движений вносит в систему знаний о движениях человека новые термины: «схема тела», «внутренняя среда» организ­ма, «гомеостазис», понятие «идеомоторный акт», понятие «отражение» и «реаль­ное действие», ощущения движений, «психическое устройство» организма, «пси­хическое действие» и «моторная установка», «установка сознания на сравнение образца с эталоном» тяжести, «преднастройка на двигательный опыт». В этих терминах отражались поиски психологов объяснить содержание рефлексии движений в сознании человека. Поиски позитивистов строились преимущественно на описании внешней картины движений, из кото­рой выводились перечисленные преднастроечные, предвосхищающие, устано­вочные, внутренние умозрительные схемы».

«Функциональный подход рассматривает движения человека как составную часть какой-либо функции организма. Движение утверждалось завершающей частью психического акта, как результирующую часть любой функции». Основа­тель функционализма У.Джеймс предложил категорию «действие» в каче­стве психологической категории; внес новое, более полное содержание в понятие «идеомоторный акт», посредством которого он описал механизм работы тела человека как «машины тела» с управляющей функцией мозга; ввел понятие «адаптивного двигательного акта», подчеркивая инструменталъность движений в приспособлении организма к условиям среды. К сожалению, эти понятия только обозначены. Несмотря на механистичность взглядов У.Джеймса, его отношение к проблемам действия человека вооружает нас исходными знаниями о единице деятельности человека — действии.

Бихевиоризм предложил в качестве единицы анализа поведения и движения схему «стимул — реакция», где в «моторные акты» привносится психологическое явление — мотивация в виде «стимула». Основатели бихевиоризма Дж. Б.Уотсон и Э.Торндайк вводят новые понятия: «стимул — реакция», «про­блемный ящик», «проблемная ситуация», ((кривая научения», «закон упражне­ния», «закон готовности», «закон ассоциативного сдвига и эффекта (подкрепле­ние)». Эти термины равнозначно применялись Э.Торндайком к анализу движе­ний, как животных, так и человека. Он рассматривал моторное обучение как процесс формирования движений путем проб и ошибок. Движение описывается как моторный акт, как исполнительная реакция.

В гештальт-психологии движения человека рассматриваются в «поле вос­приятия». В.Келер, К.Коффка, опираясь на представления о цело­стных образах движения, выдвинули принцип «единства сенсомоторного поля», где движение строится по линии образования «перцептивных структур», которые в свою очередь становятся результатом «непосредственного усмотрения», «озарения» субъектом отношений частей воспринимаемой ситуации. При этом К. Левин считал, что наличные потребности и воля человека создают соответствую­щую напряженность и динамичность этих перцептивных подвижных структур. Движения приобретают, по мнению К.Левина, импульсивность и управляемость только в «психологическом поле», в «динамическом поле» восприятия.

Своеобразное отношение к движениям демонстрирует психоанализ. Основа­телем психоанализа 3.Фрейдом было осуществлено описание механизмов моти­вации поведения человека. Психоаналитиками впервые показаны пути реабили­тации любых негативных состояний человека путем восстановления случавшихся ранее ситуаций. Воспроизведение сходных ситуаций обозначено ими как анализ настоящего через глубинное прошлое человека. Эго прошлое существует, по их мнению, в бессознательном. Иерархическое построение глубинных состояний человека предложено ими в модели ЭГО. Эти исследования породили множество различных направлений в психологии. Они принадлежат психологам, последова­телям З.Фрейда — К.Юнгу, А.Адлеру, Э.Фромму, К.Хорни, А.Фрейд, Э.Эриксону и др. Так, на основе психоанализа была разработана методика релаксации (Шульц В., 1929), успешно применяемая в практике спорта.

Страницы: 1 2 3 4 5


Технология оздоровления детей посредством искусства
В развитых странах мира в профилактике и лечении заболеваний у детей большое значение придается искусству и игровой деятельности. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают свои психологические проблемы как что-то мешающее им жить. Вот если малыш заикается — тогда да, он может это понять, особенно когда его начинают дра ...

Зеркальный перенос
Зеркальный перенос возникает из базовой и жизненно важной человеческой потребности в «эмпатическом резонансе». Чтобы себя узнавать, каждому из нас нужно смотреться в зеркало, и, чтобы ощущать свое бытие, признание со стороны окружающих и ценность, которую мы для них представляем, все мы испытываем потребность в эмпатическом резонансе. Т ...

Заменяющие воспоминания при забывании иностранных слов
В ряде случаев, процесс забывания обусловлен тем же механизмом, который обусловил забывание слово у самого автора работы. Фрейд приводит пример из личной жизни. Он напрасно вспоминал имя известного итальянского художника Сигнорелли. Губы произносили другие имена взамен нужного: Боттичелли, Больтраффио, будто воспроизведение имени испыт ...

Категории