Характеристика эмоциональной сферы детей.Страница 2
Таблица 1: Симптомокомплексы теста "дом – дерево – человек"
Симптомокомплекс |
№ |
Симптом |
Баллы |
Незащищенность |
1 |
Рисунок в самом центре листа |
0;1;2;3 |
2 |
Рисунок в верхнем углу листа |
0;1;2;3 | |
3 |
Дом, дерево – с самого края |
0;1;2 | |
4 |
Рисунок внизу листа |
0;1;2;3 | |
5 |
Много второстепенных деталей |
0;1;2;3 | |
6 |
Дерево на горе |
0;1 | |
7 |
Очень подчеркнутые корни |
0;1 | |
8 |
Непропорционально длинные руки |
0;1 | |
9 |
Широко расставленные ноги |
0;1 | |
10 |
Другие возможные признаки | ||
Тревожность |
1 |
Облака |
0;1;2;3 |
2 |
Выделение отдельных деталей |
0;1 | |
3 |
Ограничение пространства |
0;1;2;3 | |
4 |
Штриховка |
0;1;2;3 | |
5 |
Линия с сильным нажимом |
0;1;2;3 | |
6 |
Много стирания |
0;1;2;3 | |
7 |
Мертвое дерево, больной человек |
0;2 | |
8 |
Подчеркнутая линия основания |
0;1;2;3 | |
9 |
Толстая линия фундамента дома |
0;2 | |
10 |
Интенсивно затушеванные волосы |
0;1 | |
11 |
Другие возможные признаки | ||
Недоверие к себе |
1 |
Очень слабая линия рисунка |
0;2 |
2 |
Дом с краю листа |
0;1 | |
3 |
Слабая линия ствола |
0;1 | |
4 |
Одномерное дерево |
0;1 | |
5 |
Очень маленькая дверь |
0;1 | |
6 |
Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой |
0;1 | |
7 |
Другие возможные признаки | ||
Чувство неполноценности |
1 |
Рисунок очень маленький |
0;1;2;3 |
2 |
Отсутствуют ноги, руки |
0;2 | |
3 |
Руки за спиной |
0;1 | |
4 |
Непропорционально короткие руки |
0;1 | |
5 |
Непропорционально узкие плечи |
0;1 | |
6 |
Непропорционально большая система веток |
0;1 | |
7 |
Непропорционально крупные двумерные листья |
0;1 | |
8 |
Дерево, умершее от гниения |
0;1 | |
9 |
Другие возможные признаки | ||
Враждебность |
1 |
Отсутствие окон |
0;2 |
2 |
Дверь – замочная скважина |
0;1 | |
3 |
Очень большое дерево |
0;1 | |
4 |
Дерево с краю листа |
0;1 | |
5 |
Обратный профиль дерева, человека |
0;1 | |
6 |
Ветки двух измерений, как пальцы |
0;1 | |
7 |
Глаза – пустые глазницы |
0;2 | |
8 |
Длинные, острые пальцы |
0;2 | |
9 |
Оскал – видны зубы |
0;1 | |
10 |
Агрессивная позиция человека |
0;2 | |
11 |
Другие возможные признаки | ||
Конфликтность |
1 |
Ограничение пространства |
0;1;2;3 |
(фрустрация) |
2 |
Перспектива снизу (взгляд червя) |
0;1;2;3 |
3 |
Перерисовывание объекта |
0;2 | |
4 |
Отказ рисовать какой-либо объект |
0;2 | |
5 |
Дерево, как два дерева |
0;2 | |
6 |
Явное несоответствие качества одного из рисунков |
0;2 | |
7 |
Противоречивость рисунка и высказываний |
0;1 | |
8 |
Подчеркнутая талия |
0;1 | |
9 |
Отсутствие трубы на крыше |
0;1 | |
10 |
Другие возможные признаки | ||
Трудности |
1 |
Отсутствие двери |
0;2 |
Общения |
2 |
Очень маленькая дверь |
0;1 |
3 |
Отсутствие окон |
0;2 | |
4 |
Излишне закрытые окна |
0;1 | |
5 |
Окна – отверстия без рам |
0;1 | |
6 |
Выделенное лицо |
0;1 | |
7 |
Лицо, нарисованное последним |
0;1 | |
8 |
Отсутствие основных деталей лица |
0;2 | |
9 |
Человек, нарисованный схематично, из палочек |
0;2 | |
10 |
Дом, человек в профиль |
0;1 | |
11 |
Дверь без ручки |
0;1 | |
12 |
Руки в оборонительной позиции |
0;1 | |
13 |
Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей |
0;1 | |
14 |
Другие возможные признаки | ||
Депрессивность |
1 |
Помещение рисунков в самый низ листа |
0;1;2;3 |
2 |
Вид дерева или дома сверху |
0;1 | |
3 |
Линия основания, идущая в низ |
0;1 | |
4 |
Линия, слабеющая в процессе рисования |
0;2 | |
5 |
Сильная усталость после рисования |
0;2 | |
6 |
Очень маленькие рисунки |
0;2 | |
7 |
Другие возможные признаки |
Психология и технические науки
Определенная связь существует у психологии с техническими науками, которые имеют отношение к созданию и использованию различных орудий как производственного, так и непроизводственного назначения (вспомним, что древнегреческое слово «techne» означало «мастерство, искусство, ремесло»). Из всех прикладных отраслей ближе всего к техническим ...
Неустойчивый тип
Kraepelin (1915) назвал представителей этого типа безудержными, неустойчивыми (При сходстве названий "лабильный" и "неустойчивый" следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе - к поведению). Schneider (1923) и Stutte (1960) более подчеркнули в своих названиях недостаток воли ("безв ...
Бессознательное
Всё о чём мы говорили в первом разделе этой работы, касалось сознания.
Теперь перейдём к изучению бессознательного. Для начала познакомимся с понятием бессознательного.
Бессознательное[6] - совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; ...