Материалы » Психология в юриспруденции » Психология личности в системе

Психология личности в системе
Страница 1

Говоря о личности человека

вообще (в обиходе), мы подразумеваем своеобразное поведение, оригинальность мышления и т.д. В психологии существуют различные подходы к пониманию личности и до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение. Но можно с определенной долей истины свести эти подходы к таким моментам, как:

некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;

система черт, устойчивых особенностей, проявляющихся в поведении, высказываниях, внутреннем диалоге субъекта с самим собой;

определенный тип с характерными особенностями поведения;

система конструктов – элементарные единицы нашего восприятия, которые включают в себя факторы чисто оценочного характера (плохой, хороший и т.д.);

система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. Ориентировка на содержание потребностно-мотивационной сферы;

деятельное «Я» человека, система отношений, направленности;

потребности и способности индивида вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении и т.д.

Однако в практическом плане описание личности необходимо принимать как наличный факт и упростить описанное многообразие до уровня феноменологической модели.

В организации проявления личности выделяются три главные составляющие:

 индивид;

 персона;

 индивидуальность.

Индивид – представитель вида homo sapiens, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип. Это понятие указывает на связь человека с природой.

Персону образуют социально-типические черты личности, которые обусловлены сходным для большинства людей влиянием социального окружения.

Индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность есть внешнее проявление индивидуальности – как человек воспринимается окружающими и как он на них воздействует. Как раз в этом определении содержится, пожалуй, то наиболее общее и наиболее важное, что объединяет разнообразные подходы к раскрытию понятия личности. Безусловно, чтобы понять личность в качестве единого целого (биологического, психического и социального), необходимо четко представлять себе, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. И вот подходим к основной формулировке психологии личности – внешнее действует через внутреннее, а внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет.

Данная концептуальная позиция психологии применяется в трансформированном виде в правовых науках (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и т.д.). В юриспруденции используется более расши-ренное толкование содержания понятия «личность». Для юристов-практиков, правоведов понятия «личность субъекта правонарушения», «личность участников гражданского процесса», «личность потерпевшего» и т.д. наполнены вполне конкретным психологическим и правовым содержанием.

В подтверждение этого обратимся к УПК РФ, УК РФ, ГК РФ. Например, одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства является провозглашение в виде правовой нормы принципа «неприкосновенности личности» (ст. 11 УПК РФ). Целый раздел (VII) Особенной части УК РФ посвящен «преступлениям против личности». В гражданском праве речь идет о защите достоинства личности гражданина в случаях причинения ему морального вреда (ст. 150–152 ГК РФ). И здесь мы подходим к пониманию личности, используемому в юридической литературе и правовых актах.

Страницы: 1 2


Развитие восприятие в раннем возрасте
Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ре ...

Понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания. Его признаки и формы проявления
Гиперактивное расстройство и дефицит внимания – это состояние, которое служит причиной постоянного невнимания, гиперактивности, импульсивности. Указанное расстройство начинается в детстве, но может развиться в период взрослости. С медицинской точки зрения гиперактивное расстройство с дефицитом внимания было впервые описано в 1902г., к ...

Аналитическая психология Юнга
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961) окончил универси­тет в Цюрихе. Пройдя стажировку у известного психиатра П. Жане, он открыл собственную психологическую и психиатрическую лабо­раторию. В это же время он познакомился с первыми работами Фрейда, открыл для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказа­ло решающее влияние на его ...

Категории