Психология личности в системеСтраница 1
Говоря о личности человека
вообще (в обиходе), мы подразумеваем своеобразное поведение, оригинальность мышления и т.д. В психологии существуют различные подходы к пониманию личности и до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение. Но можно с определенной долей истины свести эти подходы к таким моментам, как:
некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;
система черт, устойчивых особенностей, проявляющихся в поведении, высказываниях, внутреннем диалоге субъекта с самим собой;
определенный тип с характерными особенностями поведения;
система конструктов – элементарные единицы нашего восприятия, которые включают в себя факторы чисто оценочного характера (плохой, хороший и т.д.);
система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. Ориентировка на содержание потребностно-мотивационной сферы;
деятельное «Я» человека, система отношений, направленности;
потребности и способности индивида вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении и т.д.
Однако в практическом плане описание личности необходимо принимать как наличный факт и упростить описанное многообразие до уровня феноменологической модели.
В организации проявления личности выделяются три главные составляющие:
индивид;
персона;
индивидуальность.
Индивид – представитель вида homo sapiens, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип. Это понятие указывает на связь человека с природой.
Персону образуют социально-типические черты личности, которые обусловлены сходным для большинства людей влиянием социального окружения.
Индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность есть внешнее проявление индивидуальности – как человек воспринимается окружающими и как он на них воздействует. Как раз в этом определении содержится, пожалуй, то наиболее общее и наиболее важное, что объединяет разнообразные подходы к раскрытию понятия личности. Безусловно, чтобы понять личность в качестве единого целого (биологического, психического и социального), необходимо четко представлять себе, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. И вот подходим к основной формулировке психологии личности – внешнее действует через внутреннее, а внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет.
Данная концептуальная позиция психологии применяется в трансформированном виде в правовых науках (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и т.д.). В юриспруденции используется более расши-ренное толкование содержания понятия «личность». Для юристов-практиков, правоведов понятия «личность субъекта правонарушения», «личность участников гражданского процесса», «личность потерпевшего» и т.д. наполнены вполне конкретным психологическим и правовым содержанием.
В подтверждение этого обратимся к УПК РФ, УК РФ, ГК РФ. Например, одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства является провозглашение в виде правовой нормы принципа «неприкосновенности личности» (ст. 11 УПК РФ). Целый раздел (VII) Особенной части УК РФ посвящен «преступлениям против личности». В гражданском праве речь идет о защите достоинства личности гражданина в случаях причинения ему морального вреда (ст. 150–152 ГК РФ). И здесь мы подходим к пониманию личности, используемому в юридической литературе и правовых актах.
Развитие восприятие в раннем возрасте
Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ре ...
Понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания. Его признаки и
формы проявления
Гиперактивное расстройство и дефицит внимания – это состояние, которое служит причиной постоянного невнимания, гиперактивности, импульсивности. Указанное расстройство начинается в детстве, но может развиться в период взрослости.
С медицинской точки зрения гиперактивное расстройство с дефицитом внимания было впервые описано в 1902г., к ...
Аналитическая психология Юнга
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг
(1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у известного психиатра П. Жане, он открыл собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он познакомился с первыми работами Фрейда, открыл для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на его ...