Психодиагностика семейных отношенийСтраница 1
В основе исследования семьи лежит методологическое положение А.Ф. Ануфриева о четырехкомпонентном строении диагностики как научной дисциплины в системах "человек - человек", предполагающее выделение в ней семиотического, технического, деонтологического и логического разделов (компонентов) [Андреева Т. В., 2006, С. 56].
Актуальной задачей психодиагностики семьи на данном этапе ее развития является описание структуры этого объекта психодиагностики, видов отклонений в его состоянии на феноменологическом уровне и на уровне причинных оснований.
Определим структуру семьи как систему правил, по которым семья живет. Правилом будем называть ситуацию, когда одновременно соблюдаются три необходимых условия [Дымнова Т. И., 2007, С. 52]:
1. Периодически в семье воспроизводится то или иное событие.
2. Один или несколько членов семьи имеют установку при определенных условиях совершать некоторые действия, необходимые для того, чтобы это событие произошло.
3. Один или несколько членов семьи имеют соответствующие ожидания, что при определенных условиях это событие произойдет.
На основе анализа литературы по психологии семьи, анализа консультативной практики можно выделить группы правил относительно которых проводится диагностика [Ивлева В. В., 2009, С. 76]:
1. Распределения власти и ответственности в семье.
2. Обмена информацией между членами семьи.
3. Эмоций, преобладающих в семье.
4. Функционирования сфер внутрисемейной деятельности.
5. Взаимодействий между этими сферами.
6. Поведения членов семьи относительно правил, представлений, традиций, предписаний семьи.
7. Личностного роста членов семьи.
В сфере распределения власти и ответственности в семье можно указать на следующие основные правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 71]:
1. Члены семьи (и супруги, и дети) чувствуют себя наиболее комфортно в ситуации, когда мужчина (супруг) берет на себя основную долю ответственности за то, что происходит в семье, а женщина (супруга) делегирует ему эту ответственность. Проявлять ответственность означает осуществлять сбор и анализ информации, выстраивать стратегии дальнейшего развития семьи, искать эффективные пути воплощения этих стратегий в жизнь, привлекать дополнительные источники информации в случае затруднений. Сбор информации подразумевает, что мужчина пытается понять и проанализировать собственные потребности, потребности жены и детей, после чего так осуществляет свою активность в семье, чтобы эти потребности удовлетворялись.
2. Дети нуждаются в том, чтобы родители представляли для них авторитет и вели себя как персоны, имеющие авторитет. Авторитет этот должен основываться на ответственности родителей за душевное и/или физическое здоровье детей и их будущее. Если это правило соблюдается, дети ощущают себя защищенными, их воспитание доставляет родителям минимум хлопот. Если нет, дети склонны вести себя деструктивно, подсознательно побуждая родителей занять более авторитетную и ответственную позицию.
3. После вступления в подростковый возраст и особенно в период юношеского возраста дети нуждаются в том, чтобы родители признали за ними право ответственности за свою жизнь и будущее, включая их (детей) право на ошибку. При этом дети нуждаются в информации от родителей, помогающей им самостоятельно формировать свое мировоззрение.
Общая характеристика Нового времени
Наиболее важным феноменом обусловившим переход к эпохе Нового времени стала реформация. Мартин Лютер – идейный вождь реформации в 1517 г. бросил вызов церкви, повесив на дверях собора таблицу с мыслями о том, что необходимо отвергнуть засилье веры. Это привело к появлению протестантизма.
В это время идет бурное развитие капитализма, ма ...
Специфика сущности конфликта
В соответствии с природой конфликта выделяют четыре уровня наличия этого феномена [ 5 ]:
1. Нервно - психический уровень конфликта составляют психические явления человека как индивида. Сюда относятся различные виды фрустраций: континуум психических напряжений от неустойчивости или фиксированности напряжения, переживаемого субъективно к ...
Понятие функции конфликта
Для объяснения функций социального конфликта следует обратиться прежде всего к самому понятию «функция». В общественных науках функция (от лат. functio — совершение, исполнение) означает значение и роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы более в ...