Психология восприятия современной городской среды
Городская среда, являясь постоянно воспринимаемым визуальным фактором, оказывает большое влияние на психическое самочувствие горожан, таким образом, это фактор, который следует тщательно изучить, прежде чем приступать к каким-либо изменениям в облике города. Следовательно, архитекторам необходимо знать особенности восприятия городской среды и потребности жителей города. До сих пор наука не разработала каких-либо нормативных документов по формированию психологически комфортной визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям.
Наше практическое исследование направлено на изучение восприятия городской среды, и таким образом, может служить ориентировочным материалом при проектировании городской среды с учетом психологических особенностей её восприятия. Первым этапом нашего исследования стало изучение граффити как неотъемлемой части внешнего облика города; также были изучены психологические особенности граффитистов. Следующим этапом исследования стало комплексное изучение восприятия городской среды человеком и связь особенностей этого восприятия с личностными характеристиками (креативность, толерантность и художественно-эстетическая потребность). Данные, полученные в результате нашего исследования, могут быть использованы в процессе обучения студентов специальностей архитектура и дизайн, так как одной из задач градостроительной подготовки студента-архитектора, по мнению Б.Г. Бархина, является расширение и углубление знаний студента о роли архитектуры в организации окружающей среды.
Методы исследования: психологическое тестирование, анкетирование и контент-анализ ответов на вопросы. В исследовании были использованы 9 методик, 6 из которых разработаны нами. Эмпирическая база исследования: 609 человек, учащиеся школ и студенты различных специальностей.
Установлено, что загрязненность улиц и домов, а также реклама оказывают большое влияние при восприятии городской среды, вызывают наиболее негативные эмоции и чувства. Установлено, что граффити как явление городской среды, непрерывно находясь в поле зрения людей, вызывает у них негативные эмоции и чувства, что может способствовать проявлению интолерантности. Установлено наличие феномена краудинга среди жителей Новосибирска, что является дополнительным стрессовым фактором для горожан.
На основании литературных данных и проведенных нами исследований (2002-2007гг) можно констатировать, что восприятие городской среды зависит от таких факторов как личностные качества (толерантность и художественно-эстетическая потребность) и выбранная специальность. При этом важно, что не наблюдается различий между группами в оценке образа города, в котором испытуемые предпочли бы жить, т.е. возможно сформировать такую городскую среду, которая была бы оптимальной для гармоничного развития и взаимодействия жителей города.
Нами был обнаружен фактор, содержащий негативные характеристики, определяющие оценку внешнего облика города. К ним относятся: грязный, неухоженный, молодой, неуютный, холодный, тусклый, злой, жесткий. Именно по этим параметрам испытуемые указывали на несоответствие облика Новосибирска городу, в котором они предпочли бы жить. В связи с тем, что в описании города присутствуют характеристики «злой» и «жесткий», встает вопрос толерантности, потому как оценивание городской среды как нетолерантной может провоцировать интолерантное поведение людей, живущих в этой среде. Важно, что к негативно оцениваемым параметрам нашего города также относят характеристику «молодой», т.е. испытуемые предпочли бы жить в городе, давно основанном, имеющим свою историю, памятники старины и т.д.
Суицид в Мифологии разных народов
Суеверия, пятая колонна язычества и народной магии, продолжают жить и в современном обществе. Эти осколки древних мифов и ритуальной магии даже по одной своей живучести и повсеместности заслуживают самого пристального внимания.
Энциклопедия суеверий
Мифотворчество характерно для всех известных нам древних народов, и именно через мифы ...
Специфика родительско-детских отношений с точки зрения ребёнка-дошкольника
Родительско-детские отношения с точки зрения ребёнка-дошкольника изучались с помощью методики “Рисунок семьи”.
Результаты анализа детских рисунков представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Характеристика родительско-детских отношений на основании рисунка семьи
Критерии оценки рисунка
% детей у которых выявлены данные показатели ...
Что называется дидактикой?
Правильный ответ:
Г) Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.
Ответ А) Дидактика – это отдельная наука о закономерностях развития личности ошибочен, так как, во-первых, дидактика не является самостоятельной наукой, а это лишь часть педагогики. Во-вторых, наука, изучающая закономерности развити ...