Абстрактное мышление и общественное сознаниеСтраница 4
Мировоззренческие ориентации и основанное на них мышление репрессивного типа легче всего формировать в силу их соответствия эволюционным механизмам (борьба за существование) и процессам формирования группового самосознания, которые осуществляются по принципу противопоставления «мы» — «они». В логике этот механизм называется «отождествлением по смыслу». Он первичен (присущ животным и маленьким детям) и состоит в отражении действительности лишь в соответствии со своими потребностями (все остальное не замечается). Более высокий уровень называется «отождествлением по значению». На этом уровне объекты воспринимаются как тождественные самим себе, т.е. имеющие собственные качества, независимо от нашего отношения к ним. Этот механизм присущ взрослым людям. Движением от «отождествления по смыслу» к «отождествлению по значению» можно охарактеризовать развитие человечества от функциональной характеристики вещей к сущностной (от мифологического мировоззрения к научному). Разумеется, эта схема упрощает реальный процесс познания и общения. Сущностная характеристика вещи относительна. В новой ситуации познания или общения возникают новые смыслы. И, наоборот, игнорирование обстоятельств реализации сущностных характеристик превращает их в свою противоположность, в произвол. Так, европейская идея коммунизма легко превращается в российский Чевенгур. Логико-методологический механизм этого превращения состоит в попытке непосредственного воплощения всеобщего в единичное, минуя особенное. Особенным в данном случае является уровень культуры населения, набор его интересов. Попытка игнорировать эти интересы порождает неожиданно мощное сопротивление, переворачивающее смыслы.
Трагедия нашей страны состоит в том, что временный (на период завоевания власти) способ ориентации в действительности («отождествление по смыслу») был превращен в постоянный с помощью тезиса об «обострении классовой борьбы». А поскольку «смыслы» задавались сверху идеологами, люди лишились возможности в оценке друг друга перейти к «отождествлению по значению». Достаточно было «настоящего коммуниста» объявить «врагом народа», как все его реальные качества либо забывались, либо превращались в свою противоположность. Но сам-то он помнил, что он «настоящий коммунист» и должен быть беспощаден к «врагам народа». Вот так, по-видимому, и сохранялась в лагерях та «дьявольская логика», о которой пишут исследователи.
Предельная обостренность в реализации репрессивного или конфронтационного типа мышления в нашей стране вовсе не свидетельствует о нашей монополии на такой тип мышления. Сильные мира сего в нужный момент легко возбуждали этот тип мышления в любой стране. Упреки в адрес марксистов за склонность к насилию также несостоятельны, так как игнорируют элементарные требования материалистической диалектики корректировать теории в соответствии с действительностью и при этом, прежде всего, учитывать интересы людей, дабы избежать посрамления идей.
Но в составе марксизма-ленинизма оказалась и более древняя просветительская рекомендация внесения передовых идей в сознание масс. В сочетании с предыдущим требованием учета интересов эта рекомендация вполне рациональна и обеспечивает взаимопереходы «смыслов» и «значений», «единого» во «всеобщее» через «особенное». Вне такого сочетания действительность становиться жертвой на вязанных схем. И эта схематичность обозналась в послесталинские времена. Несмотря на рост жизненного уровня в обществе нарастало критическое отношение к существующему строю. Миллионы людей со средним специальным и высшим образованием недоумевали по поводу того, почему их зарплата в два-три раза ниже, чем у рабочих-станочников. Да и в состав правящей партии инженер мог попасть лишь после выполнения квоты на рабочих.
Здесь и вступила в силу вторая функция (после категоризующей) мышления — аналитическая, Сравнивая статус научно-технической и творческое интеллигенции со статусом рабочих в своей стране в со статусом коллег в развитых буржуазных странах, советская интеллигенция перестала ценить существующий строй. Аналитика разрушила ценностные ориентации. Аналитика снова же была абстрактная, механическая. Сравнивались не структура общества, а размеры заработной платы, не источники развития, а существующее положение дел, не собственное участие в реорганизации бытия, а привилегии власти. Так и возродился Тит Бородин, который согласился быть табуретом в новом светлом доме. Произошло простое переворачивание ценностей, их инверсия, а не диалектическое отрицание. Но над возрожденным Титом Бородиным появился «инвестор», который получил у западных исследователей имя «искатель ренты», или рентсикер. Он соответствует рентсикерскому государству, или «спекулятивному государству». В таком государстве доминирующим интересом есть «не экономическое благосостояние всей нации, а перераспределение всех наличных ресурсов через государственный бюджет и регулирование получения тех или иных привилегий».
Специфика сущности конфликта
В соответствии с природой конфликта выделяют четыре уровня наличия этого феномена [ 5 ]:
1. Нервно - психический уровень конфликта составляют психические явления человека как индивида. Сюда относятся различные виды фрустраций: континуум психических напряжений от неустойчивости или фиксированности напряжения, переживаемого субъективно к ...
Мотивы
Важнейшей стороной творчества являются мотивы. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести "давление обстоятельств", наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти соперников и т.д. Следо ...
Заменяющие воспоминания при забывании иностранных слов
В ряде случаев, процесс забывания обусловлен тем же механизмом, который обусловил забывание слово у самого автора работы.
Фрейд приводит пример из личной жизни. Он напрасно вспоминал имя известного итальянского художника Сигнорелли. Губы произносили другие имена взамен нужного: Боттичелли, Больтраффио, будто воспроизведение имени испыт ...