Как проводить групповую дискуссию
Искусство дискуссии - это трудное ремесло, тьютор, однако, должен не только сам уметь участвовать в дискуссии, но и организовывать и вести групповую дискуссию. Главное, что необходимо помнить - дискуссия не просто последовательность монологов. Это один полилог, отдельные фрагменты которого связаны аргументацией его участников. Выше мы уже видели, что всякая аргументация имеет три аспекта: содержательный, логический и коммуникативный. Т.е. человек должен воспринять то, что ему сообщают, понять это и принять предлагаемые тезисы, чтобы двигаться дальше. Одно из наиболее важных умений, которым должен обладать тьютор - умение организовать продуктивную групповую дискуссию.
Дискуссию можно считать продуктивной, только если в ходе нее вырабатывается некое новое содержание. Часто под продуктивностью понимают лишь освоение какой-либо части курса Но для менеджера представляется более важным понимать, почему группа действует так или иначе, почему работа зашла в тупик. Способность к анализу (рефлексии) и пониманию ошибок и затруднений в ходе групповой работы - основное качество эффективного менеджера. Приобретение такого рода навыков тьютор часто не считает за результат и все внимание сосредоточивает на том, чтобы группа тщательно рассмотрела, например, концепцию Левина. При этом нередко реплики из группы, свидетельствующие о том, что работа идет не так успешно, как хотелось бы, рассматриваются как к делу не относящиеся и пресекаются.
Добиться эффективности дискуссии - задача не из легких. Одна из наиболее часто встречающихся на этом пути ловушек - опасность для группы ограничиться только обменом мнений. Это просто демонстрация своей позиции. Никто не поясняет, почему придерживается того или иного мнения, не подвергает сомнению своей позиции, не пытается понять, почему оппонент думает иначе. Ничего нового не рождается. Каждый остается при своем мнении и глух к мнению других. Какова ценность такой дискуссии? Безусловно, участники группы получают богатую информацию о распределении позиций в группе. В случае несовпадения мнений могут возникать конфликты, которые выполняют мотивирующую роль, стимулируют желание участников группы высказаться, заявить свою позицию. Спор часто приобретает характер простой склоки (так называемые коммунальные конфликты), потому что о мнениях бессмысленно спорить, у них нет оснований. Но высказанные мнения могут послужить материалом для более серьезной работы.
Дискуссия станет более продуктивной, если от спора о мнениях группа перейдет к высказыванию обоснованных суждений. Обоснованное суждение от мнения отличается наличием аргументов. "Почему я так считаю? "- вот вопрос, на который каждый участник группы должен ответить другим и, прежде всего, себе. Возможно, ответив на вопрос "почему", он изменит свое первоначальное мнение. С аргументами уже можно работать. Можно оценивать их значимость и степень соответствия действительности, сравнивать их убедительность. Групповая дискуссия поднимется еще на ступень выше, если каждый участник и группа в целом задастся вопросом: "Откуда взялись эти аргументы?" Это уже процесс анализа и проблематизации оснований мнений (проблематизировать означает подвергать сомнению). Такая "возгонка" может осуществляться до бесконечности. Можно проблематизировать основания оснований и т. д., вплоть до ценностей, которыми мы руководствуемся в жизни, которые лежат в глубинном основании любого нашего суждения.
На данном этапе групповая дискуссия снова рискует зайти в тупик. Ценности у каждого свои и достаточно устойчивые. О ценностях не спорят, их понимают. Работа по изменению ценностей бывает кропотливой, неблагодарной и как правило внешне безрезультатной. Поэтому в большинстве случаев возможна лишь констатация факта существования тех или иных ценностей и более или менее полное понимание их сути.
Итак, для тьютора представляется важным постоянно отслеживать, на каком уровне проходит групповая дискуссия. Задача его - добиться продуктивности дискуссии, не позволив группе впасть в крайности - спорить о мнениях или ценностях. Средство от этих крайностей - почаще задавать себе и группе вопрос: " Что мы сейчас делаем? Почему у нас это так получается?"
Классификация конфликтов
В зависимости от источников и носителей конфликта выделяют: социальные, психологические, организационные (управленческие). По длительности протекания различают кратковременные конфликты, которые быстро распознаются и разрешаются, и долговременные, влекущие глубокие нравственно-психологические травмы людей. По направленности действий выд ...
Социально отклоняющееся поведение личности
Отклоняющееся поведение человека — это его поведение, не соответствующее нормам, принятым обществом, членом которого он является. Отсюда синоним — ненормальное поведение. Но это определение требует уточнения того более общего понятия, через которое оно дано: «поведение» — «специфические различия» — «норма», поскольку эти слова очень по- ...
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей
дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир ...