Материалы » Характеристика направленности личности осужденных » Структура направленности личности осужденных

Структура направленности личности осужденных
Страница 1

В.Г. Деев (1986) обосновал структуру и типологию направленности осужденных молодежного возраста и выделил в ее структуре три подструктуры:

1) генерализованную (влечения, желания и интересы, стремления, идеалы, мировоззрение и убеждения), которая обусловливает содержание направленности личности;

2) подструктуру отношений, которая служит индикатором содержательной стороны направленности личности;

3) подструктуру жизненных планов, перспектив и целей деятельности личности. В совокупности эти подструктуры являются показателем жизненной позиции личности осужденного.

Он разделил осужденных на семь групп по направленности личности:

1) условные коллективисты;

2) с активной отрицательной групповой направленностью;

3) отрицательные индивидуалисты;

4) пассивные отрицательные;

5) неустойчивые;

6) активисты-одиночки;

7) приспособленцы.

Нарушения в реализации сложившейся направленности или ее позитивного изменения могут вызываться, например, состоянием фрустрации, связанным с потерей жизненного смысла. Оно возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями или они воспринимаются как таковые и деформируют целеполагающее поведение человека.

Ценностные ориентации осужденных

Ценностные ориентации являются одним из элементов личности, в целом определяющих активность человека и избирательность его отношений.

Человек направляет свою психическую активность лишь на те явления, предметы, вещи и тех людей, которые непосредственно его интересуют, отвечают его запросам, стремлениям, идеалам и убеждениям, удовлетворяют его потребности. Эти вещи, предметы, явления, люди приобретают для него ценностное значение, а отношение к ним выступает как ценностная ориентация.

В структуре ценностных ориентации осужденных принято выделять три основных компонента:

1. Когнитивный (познавательный) компонент содержит информационный аспект (знания и убеждения человека, касающиеся данной ценности) и временную перспективу (степень влияния предполагающихся в будущем изменений, связанных с ценностью, на ее восприятие индивидом в настоящий момент). Кроме того, он включает в себя восприятия, оценки и ожидания субъекта относительно различных социальных ценностей, стереотипы, сложившиеся в обществе, в оценке каких-то благ, групповые мнения относительно тех или иных объектов.

2. Эмоциональный (аффективный) компонент включает направленность и интенсивность переживаний и отражает чувства, испытываемые субъектом к данной ценности. Каждое устойчивое предпочтение как компонент ценностной ориентации содержит положительное переживание.

3. Динамический, поведенческий компонент (конативный) обусловливает связь ценностных ориентации с реальным поведением личности. Он отражает тот факт, что человек не только определенным образом относится к данному объекту как к ценности исходя из своих убеждений, но и стремится вести себя соответствующим образом.

Исследования, проведенные в 70-х годах В.Ф. Пирожковым, А.С. Михлиным (1975), позволили выявить пять основных ценностей, имеющих наибольшее значение для осужденных: семейное благополучие, интересная работа, материальная обеспеченность, образование, обеспеченность жильем. Они установили зависимость ценностных ориентации от пола и возраста осужденных, срока наказания, вида учреждения.

Семья как ценность. Семья является благом, которое нельзя ничем заменить. Содержание семейного счастья составляют взаимопонимание, супружеская верность, наличие детей, здоровье жены, взаимная забота, уют и др. Знание сотрудниками, особенно психологом, отношения каждого осужденного к семье как социальной ценности позволяет эффективно использовать ее положительное влияние для их ресоциализации.

Интересная работа как ценность. Человеку чаще всего по душе работа, требующая проявления выдумки, сообразительности, сноровки и мастерства, способствующая развитию личности, вызывающая чувство удовлетворения. Задача сотрудников пенитенциарного учреждения и психологической службы – воспитание у осужденных устойчивого интереса к труду, что способствует их ресоциализации и позитивной адаптации в условиях свободы. В то же время у этих лиц возникают проблемы с реализацией права на труд, поскольку многие из них не имеют профессии и специальности.

Материальная обеспеченность как ценность.

Большинство материальных потребностей в результате криминального образа жизни приобретают извращенный характер и удовлетворяются способами, представляющими социальную опасность. Знание отношения осужденных к реальным или ожидаемым материальным благам позволяет спрогнозировать поведение каждого из них и разрабатывать индивидуальные и групповые программы их исправления и ресоциализации.

Образование как ценность.

Общеобразовательное обучение и про фессиональная подготовка – одно из основных средств исправления и ресоциализации осужденных. Образовательный уровень осужденных, как правило, невысокий. Мотивами получения образования являются приобретение знаний и повышение своего культурного уровня, поступление в техникум или вуз и т.п. Развитию и закреплению у осужденных этих положительных мотивов могла бы способствовать грамотно организованная индивидуальная и групповая работа с ними.

Страницы: 1 2


Проблема воздействия информационной среды на ребенка
В настоящее время в детской субкультуре происходят изменения, вызывающие растущую озабоченность специалистов, например, психологами многих стран и отечественными специалистами отмечается деградация традиционной детской игры, столь необходимой для психического развития и личностного становления ребенка [Григорьев, 1994; Менджерицкая, 198 ...

Прямое и косвенное доказательство
Немецкий философ XIX в. А. Шопенгауэр считал математику довольно интересной наукой, но не имеющей никаких приложений, в том числе и в физике. Он даже отвергал саму технику строгих математических доказательств. Шопенгауэр называл их мышеловками и приводил в качестве примера доказательство известной теоремы Пифагора. Оно является, конечно ...

Модель «невмешательства в жизнь ребенка»
· Характерные черты: Цель обучения взрослого с детьми может быть выражена словами: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»; Способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, разраженное неприятие. Тактика общения: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе». Взгляд на ребенка как на обузу, досадную поме ...

Категории