ВведениеСтраница 1
Тема статьи "К вопросу об изучении психологии терминальных больных" является актуальной на сегодняшний день не только в Республике Беларусь, но и за рубежом. Данная тема практически не обсуждается в научных кругах нашей страны, существует дефицит литературы, наше общество не информировано о проблемах терминальных больных.
В последнее время, все больше авторов, создавая новые проекты психолого-педагогической работы с детьми с умственной отсталостью, в основу их построения закладывают идею ребенка как субъекта, как неповторимой личности, способной развиваться в собственном темпе. Именно в сохранении и развитии уникального мира и личности умственно отсталого ребенка, его "эмоционального и душевного потенциала", "насыщения ребенка чувством и смыслом" лежат, по мнению авторов, "симптомы борьбы" (Л.С. Выготский) ребенка с собственным интеллектуальным нарушением. Факт существования внутреннего мира умственно отсталого ребенка, его внутренней, осмысленно структурированной жизни, побуждает к поиску путей встречи с ребенком в ходе психодиагностической и коррекционной работы с ним.
К вопросу об изучении психологии терминальных больных
Основные задачи работы "К вопросу об изучении психологии терминальных больных":
1) Обратить внимание общества, и в частности врачей, на данную проблему. Так как во многих случаях врачи не знают как правильно работать с такими пациентами, как общаться с их родственниками.
2) Попытаться найти наиболее рациональные пути её решения.
Терминальное состояние (от лат. terminalis-относящийся к концу, пограничный) - т.е. состояние пограничное между жизнью и смертью.
К терминальному состоянию относят умирание, включающее несколько стадий, начальные этапы постреанимационного периода. Качественный переход от жизни к смерти представляется последовательным закономерным нарушением функций и систем организма, заканчивающихся их выключением.
В годы атеистической идеологии в СССР произошло выхолащивание медицинской этики. В те годы медперсоналу зачастую было непонятно, как надлежит работать с терминальными больными. Речь идет не о врачебных процедурах, а о той внутренней растерянности, с которой врачи и медсестры входили в палаты обреченных. Зачем умирающему даны эти последние дни? Допустимо ли до последнего часа скрывать от терминального больного правду об истинном диагнозе?
Ответы на эти вопросы искала доктор Элизабет Кюблер-Росс, исследования которой были посвящены психологии терминальных больных. На основании большого количества наблюдений можно выделить пять этапов, которые проходит психика человека с диагнозом смертельной болезни.
Первая стадия - стадия отрицания и неприятия трагического факта. Состояние близкое к шоку. Доминирующими в этот период являются высказывания: “Только не я", “Не может быть”, “Это не рак" и т.п. Своеобразной психологической защитой является отрицание фатального заболевания, активное обследование у различных специалистов с применением новейших параклинических методов диагностики.
Вторая стадия - стадия протеста. Когда первое потрясение проходит, многократные исследования подтверждают наличие фатального заболевания, возникает чувство протеста и возмущения. “Почему именно я? ”, “Почему другие будут жить, а я должен умереть? ”, “Почему так скоро, ведь у меня еще так много дел? ”и т.п. Как правило, прогрессируют симптомы реактивной депрессии, возможны суицидальные мысли и действия.
Третья стадия - просьба об отсрочке. В этот период происходит принятие истины и того, что происходит, но “не сейчас, еще немного".
Четвертая стадия - реактивная депрессия, которая, как правило, сочетается с чувством вины и обиды, жалости и горя. Причиной депрессии является беспомощность перед лицом судьбы, ощущение зависимости от окружающих. Больной понимает, что он умирает.
Особенности самооценки подростков с разным уровнем развития
Подростковый возраст можно считать моментом развития самооценки, который сопровождается у подростка целой гаммой переживаний. Самооценка оказывает влияние на поведение подростка и формирует его личность. Являясь важнейшим компонентом самосознания, самооценка выступает необходимым условием гармоничных отношений подростка, как самим собой ...
Общие положения гештальт-психологии
В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях.
Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным.
Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют поле ...
Типы операциональной установки.
1. Ситуационно-действенные установки. Они отражают физические отношения между субъектом и объектом, складывающиеся в данной конкретной ситуации действия. (Феномен иллюзии величины - отражение связи определенной руки с признаком величины шара).
2. Предметные установки. Отражают более устойчивые и независимые от преходящих особенностей д ...