Некоторые проблемы социализации девочек и мальчиков в образовательных
учреждениях на основе гендерного подходаСтраница 2
Начиная с 9 класса картина меняется. Девочки из успешных, покладистых, исполнительных превращаются в проблемных, среднеуспевающих, иногда очень жестких девушек. Юноши либо дают резкий скачок в учебной деятельности, глубоко и осознанно работают, либо бросают ОУ.
Более глубокое изучение жизнедеятельности мальчиков и девочек в воспитательном пространстве ОУ показало, что ни одна сфера жизнедеятельности, ни быт, ни познание, ни труд, ни общественная деятельность, ни досуг не строятся с учетом пола.
Руководителям ряда образовательных учреждений было предложено осуществить анализ условий для развития личности и воспитания учащихся в каждой из перечисленных сфер с учетом интересов пола. Данные проведенной аналитической работы и легли в основу нашего утверждения.
Особенно далека от ориентации на специфику пола сфера быта. Общая непритязательность бытовой культуры в России целиком и полностью отражена в архитектуре школьного здания и функционирования служб. Состояние гардеробов, туалетов, столовых, душевых кабин в спортивных залах, читальных залах библиотек, медицинских кабинетов требует обновления с позицией уважения к человеку. Поддержание культуры внешнего вида и мальчиков и девочек в ОУ — сложная задача современного воспитания.
В сфере познания достаточно назвать цифры психосоматических заболеваний, увеличивающихся год от года. еще первым съездом физиологов подчеркивалось, что современная система образования держит мальчиков в сидячем скованном положении в 150 раз больше, чем допускает их природа. Растет инвалидизация детей, все это знают, объявляют необходимость здоровьесберегающих технологий, но до сих пор нет ответа как учить мальчиков и девочек, чтобы образование не съедало здоровье.
Необходимо особо выделить досуговую сферу, которая во всем мире обеспечивает первичную профилактику психоактивных веществ. Наркотическая зависимость спустилась к 12 летнему рубежу и охватывает примерно 3 млн. подростков в возрасте от 12 до 20 лет. Мальчики говорят о скуке и неуспешности, как о ведущих причинах, толкающих к наркотикам.
Этот беглый обзор проблем жизнедеятельности ребят в ОУ можно дополнить и тем, что в течение 10 лет они находятся в одновозрастной группе совместного обучения, которой является современный класс.
Волею судьбы оказавшись в каком-либо классе, ребенок вступает в многолетние межличностные отношения. Устойчивый личностный статус в группе возникает уже в начальной школе, корректируется процессом полового созревания. Установка, с которой одни ребенок воспринимает другого, вдруг начинает претерпевать изменения. Эти изменения резко меняют поведение и отношения девочек друг к другу и, конечно, принципиально по-новому они начинают смотреть на мальчиков-одноклассников.
Девочки взрослеют на 1,5–2 года раньше мальчиков, их система оценок становится качественно иной и в этой новой картине мира мальчики-одноклассники сильно проигрывают. Полученные нами данные позволяют говорить сегодня, что в оценочных суждениях девочек о самих себя, о других девочках и о мальчиках, а также мальчиков о самих себе, о других мальчиках и о девочках возникает пестрая картина, вычленение тенденций в которой осложнено пока количественными данными (1500 чел. в возрасте от 10 до 17 лет).
Однако, мы можем уже говорить, что девочки 9–11 классов ценят в себе творческий потенциал, ум, умение организовать и распланировать работу, но не придают большого значения такту, умению дружить, сострадать, выполнять обещания. В мальчиках одноклассниках ценят внешний вид, ум, находчивость, юмор, но не придают особого значения надежности, ответственности, честности.
Часто девочки 7–8 классов утверждают, что мальчики в их классах глупые, неинтересные и т.п. Оценочные суждения о других и в рамках одного пола и межполовые более жесткие, категоричные, особенно у девочек в отношении мальчиков.
На эту картину накладывается и специфика многолетнего взаимодействия мальчиков преимущественно с женским полом, что отягощается неполной семьей (примерно 27–33% в разных районах области).
Характеристика процессов памяти
Память — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.
Различаются следующие процессы памяти – запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание.
Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или и ...
Основные
понятия психологического компонента управленческой деятельности. Анализ концепций
личности руководителя
В отечественной психологии сложились разнообразные подходы к разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя[1].
Коллекционный подход основан на следующих представлениях. Руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой ...
Темпоральность и психическая травма
Обсуждая вопрос темпоральности и психической травмы, мы основываемся на положении о том, что связь между ними необходимо раскрыть через субъекта, который переживает травматическое событие, являющееся темпоральным событием и обладающее временной длительностью. С учетом высказанного уточнения мы можем выделить два аспекта рассмотрения дан ...