Введение
Во все времена мыслители пытались отыскать причины неугасающей вражды людей друг к другу. Причины жестоких столкновений люди искали прежде всего во внешних обстоятельствах. Однако сегодня ясно: не заглянув внутрь человека, очень мало что можно понять. А понять, признать надо следующее: как всякое живое существо, человек по природе своей неистребимо агрессивен. Ни один живой организм не может жить, не разрушая. В некотором смысле жить — значит разрушать. Агрессивность, говорят исследователи, важнейшее свойство, без нее человека просто не существует. При погружении в коматозное состояние последним из безусловных рефлексов, позже полового и пищевого угасает в нем агрессивно-оборонительный рефлекс.
Величайшие психологи Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Эрих Фромм совершили прорыв в самые глубины человеческой психики. Одним из ошеломляющих открытий было предположение Юнга о бессознательном, коллективном и индивидуальном, что представляет собой не вспоминаемый сознательно, но живущий в людях древний опыт человечества. Негативную часть этого опыта Юнг называл Тенью [ 7, с. 68 ] .
Если внимательно приглядеться к невидимой Тени, мы обнаружим в ней агрессивность - не до конца еще изученное свойство человеческой натуры. Чем объяснить такой феномен: никто из нормальных людей не желает несчастья ни себе, ни другим, но во всем мире информация о катастрофах или, например, террористических актах принимается с большим интересом, чем сообщения о каком-то добром событии? Убийство, дорожная авария, уличная драка, наблюдаемые со стороны, представляют собой событие, а ими не всегда полна жизнь. Но существование без волнующих переживаний, без стрессов для человека непереносимо. Оно создает внутреннее напряжение, которое непременно должно найти выход, и часто это происходит через насилие или через наблюдение за ним.
Социальные формы познавательной деятельности
Творцом знания всегда является отдельная личность. Это верно, даже если речь идет о коллективном творчестве (технический проект самолета рождается в КБ, но идеи, воплощенные в нем, возникают в головах конкретных сотрудников). Однако результаты индивидуального познания передаются другим людям, включаются в общественное сознание, в социал ...
Особенности психического развития детей с дефектами зрения
С помощью зрения человек получает наибольшее количество впечатлений об окружающем мире. Зрение определяет формирование предствалений о предметах и явлениях, с его помощью познаются существенные признаки объектов, осуществляется ориентация в пространстве и контроль за движениями. Вследствие слепоты дети отстают в формировании общей мотор ...
Стресс в профессиональной деятельности учителя
Профессия учителя сложна. А профессия современного учителя - тем более. Жизнь в условиях постоянного городского и школьного стресса, усложняет профессиональную работу учителя. Являясь частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на работе и в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия, привести к несоотве ...