Экран и становление детской картины мира
Детская картина мира как особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в отличие от прежних эпох формируется в условиях “информационного бума” в большей степени под мощным влиянием средств массовой информации со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компьютерного экрана.
Именно сегодня предельно остро встают вопросы о последствиях влияния Экрана - его физических, эстетических, психологических и др. параметров на, во-первых, соматическое развитие ребенка, во-вторых, на его ментальное развитие и, в-третьих, на его нравственное (духовное) становление. Основные тенденции подобного влияния нам представляются в следующем:
1. Преобладание визуальной информации, идущей от плоского теле-, видео- и компьютерного экрана не может не вызывать определенные деформации в складывающейся сенсорной системе ребенка, в процессах его восприятия и понятийного мышления.
2. Формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от Экрана отчуждает его от живого общения со взрослыми, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого в семье [1].
3. Экран вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для его психического развития и личностного становления.
4.Экранные образы, запечатлеваясь в сознании, из источника информации превратились в источник т р а н с ф о р м а ц и и картины мира современного ребенка, знаменуя собой переоценку традиционной системы ценностей и образа жизни. Это следующие духовные подмены:
а) мозаичность, “распадаемость” образов как агрессия по отношению к живым существам и материальным предметам - вместо ценности живого и целостного мира;
б) конвейер шаблонных приемов и образов порождает к и т ч вместо высокой эстетической потребности ребенка в прекрасном;
в) облегченное отношение к жизни и смерти вместо благоговения перед их тайной; размывание границ дозволенного в представлениях о моральном поведении вместо четкой системы заповедей (“если Бога нет, то все дозволено”);
г) ранняя сексологизация и эротизация детского сознания вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни;
д) инокультурные нормы и образцы вместо национальных традиций и ритуалов (например, предприимчивые герои мультфильмов Диснея вместо образов русских сказок или чудовищные Барби и Синди - (ни дочки, ни подружки, а символы “общества потребления”!), воплощающие архетип блуда, вместо кукол - голышей, воплощающих исконный архетип материнства;
5. Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее к о н с т у к т о р о м, агрессивно программирующим образ жизни, “новую мораль” и систему ценностей.
Рисунок как средство психологического анализа
Научный анализ продуктов деятельности может стать надежным источником психологической информации о человеческой индивидуальности.
В то же время возможности и опыт применения этого общего метода психологического анализа к ситуации изобразительного творчества обыкновенных людей еще очень слабо изучены. История научных психографических ис ...
Как становятся женщиной-руководителем
В разнообразном множестве случаев, связанных с выбором и становлением женщины как руководителя, можно выделить несколько типичных ситуаций. Такой подход в науке управления используется довольно часто, поскольку позволяет показать не столько как надо, а как это есть на самом деле. Первая типичная ситуация. Чтобы работать руководителем пр ...
Особенности женского мышления
Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только через десять лет работы на фирме они решаются занять более высокое положение, но для запланированной карьеры это слишком поздно! Большинство женщин слишком пассивно. Вместо того чтобы что-то предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чередом. Женщины считают, что решаю ...