Задержка психического развития

В современном значении "задержка психического развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). То есть, это состояние замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма вследствие временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и другие). Задержки психического развития может иметь обратимый характер.

Выделяют две основные формы задержки развития:

задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы;

задержку развития, возникшую на ранних этапах жизни ребенка и обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

Задержка психического развития в виде психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических расстройствах, когда необходимо не только длительная психолого-коррекционная работа, но и лечебные мероприятия.

Принято различать четыре основных принципа ЗПР:

1) Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический, психический и психофизический инфантилизм) инфантильности личности часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской мимикой и недоразвития моторики. Эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста.

2) Задержка психического развития соматогенного происхождения. Соматическая задержка характеризуется эмоциональной незрелостью, которая обусловлена длительными хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками внутренних органов (сердца в первую очередь).

3) Задержка психического развития психогенного происхождения. Психогенного происхождения связано с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез не исключает патологического характера. Так в условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости (неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность). В условиях гиперопеки психогенная задержка психического развития проявляется в формирования эгоцентрических установок. В психотравмирующих ситуациях или условиях воспитания, где преобладает жестокость либо грубая форма авторитарности, нередко формируется невротическое развитие личности.

4) Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Причинами этой формы ЗПР являются патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. В определенной мере они сходны с причинами, приводящими к олигофрении. Это сходство определяется органическими поражениями центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.

Чаще задержка психического развития по церебрально-органическому типу связана с более поздними поражениями мозга, когда дифференциация основных мозговых систем уже закончена. Задержка церебрального происхождения при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах встречается чаще и представляет наибольшую сложность при отграничении от умственной отсталости

Дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза являются сложными в диагностическом отношении и оказываются стойко неуспевающими в первые годы обучения.

В зависимости от происхождения (церебрального, конституционного, соматического, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает различные варианты отклонений в эмоционально - волевой сфере и познавательной деятельности.


Дети с дефектами зрения
Причины дефектов зрения Причины слепоты могут быть врожденными: токсоплазмоз в период эмбрионального развития, другие инфекционные заболевания матери в период беременности, нарушение у нее обменных процессов, воспалительные заболевания. Некоторые виды слепоты могут передаваться по наследству. Известны также следующие врожденные дефекты ...

Тест Ассингера
Тест Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести самооценку, когда коллеги отвечают друг за друга. Тест состоит из 20-ти вопросов с тремя вариантами ответов(1). ...

Проблема смысла жизни человека по Франклу
Франкл утверждает: а) что человеческий дух есть особая сущность, которая и испытывает потребность в смысле; б) что смыслы в мире существуют объективно, поскольку даны Богом; в) что поэтому за реализацию смыслов человек несет ответственность перед Богом; г) что познание интуитивно, и совесть есть тот орган, который всегда и в любой с ...

Категории