Общее представление о профессии. Классификация профессийСтраница 2
В зависимости от основания классификации профессии объединяются в разные группы. Наиболее общие основания классификации вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.
При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий. Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации.
Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.
Рассмотрим классификацию профессий Климова Е.А. (См.: Психология профессионала. М. - Воронеж, 1996. С. 116-123), используя таблицу из книги Григорович Л.А. Введение в профессию психолог. М., 2006.
Таблица 1. Классификация профессий
Основание классификаций |
Группы профессий |
По предмету труда |
«Человек — живая природа» (зоолог, ветеринар, лесничий); «Человек — человек» (учитель, врач, социальный работник); «Человек — знаковая система» (программист, редактор, бухгалтер); «Человек — техника» (механик, токарь, слесарь); «Человек — художественный образ» (писатель, режиссер, композитор) |
По целям труда |
Гностические (аудитор, синоптик, следователь) Преобразующие (педагог, швея, повар) Изыскательские (сценарист, научный работник, художник) |
По средствам труда |
Профессии ручного труда (гончар, краснодеревщик); Профессии машинно-ручного труда (ткач, водитель); Профессии, связанные с применением автоматизирован-ных систем (оператор, системный администратор); Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (научный работник, психолог) |
По условиям труда |
Профессии, связанные с работой в микроклимате, близком к бытовому (ювелир, настройщик пианино); Профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (дворник, геодезист); Профессии, связанные с работой в необычных и экстремальных условиях (пожарный, летчик испытатель); Профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (врач, учитель) |
По составу действий |
Двигательные (грузчик, спортсмен); Познавательные (микробиолог, астроном); Действия межличностного общения (педагог, психолог); Действия по согласованию усилий (диспетчер, администратор) |
По характеру действий |
Профессии с преобладанием повторяющихся монотонных операций (сборщик, упаковщик) Профессии с вариативными действиями по заданным алгоритмам, требующие элементов творческого подхода (терапевт, учитель) |
По психофизиологическим особенностям субъекта труда |
Профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности, например быстроты реакции, высокого уровня специальных способностей (водитель, спортсмен, музыкант) |
Профессии, требующие относительной профессиональной пригодности, где отсутствие некоторых качеств может быть компенсировано мотивацией, опытом и т.д. (инженер, лифтер) | |
По степени необходимой квалификации субъекта труда |
Профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной подготовки (врач, психотерапевт, юрист) |
Профессии с простым квалифицированным трудом (продавец, воспитатель, секретарь). Профессии с неквалифицированным трудом, не требующие специальной подготовки (уборщица, гардеробщица) |
Способности личности. Структура и уровни развития способностей. Индивидуальные
различия в развитии способностей
Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже ...
Лабильный тип
В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные "простуды", хронические пневмонии, ревма ...
Мотивация женщин-руководителей
1. Желание создать свое настоящее и будущее собственным трудом.
2. Надежда на объединение в одно целое деятельности и личной жизни.
3. Стремление воплотить свои надежды и свой стиль в предпринимательской деятельности.
4. Ожидание хорошего вознаграждения за свои усилия и роста личного благосостояния.
5. Возможность раскрыть свое «Я», ...