Материалы » Профессиональная деятельность психолога - история и современность » Общее представление о профессии. Классификация профессий

Общее представление о профессии. Классификация профессий
Страница 2

В зависимости от основания классификации профессии объединяются в разные группы. Наиболее общие основания классификации вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.

При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий. Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации.

Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.

Рассмотрим классификацию профессий Климова Е.А. (См.: Психология профессионала. М. - Воронеж, 1996. С. 116-123), используя таблицу из книги Григорович Л.А. Введение в профессию психолог. М., 2006.

Таблица 1. Классификация профессий

Основание классификаций

Группы профессий

По предмету труда

«Человек — живая природа» (зоолог, ветеринар, лесничий);

«Человек — человек» (учитель, врач, социальный работник);

«Человек — знаковая система» (программист, редактор, бухгалтер);

«Человек — техника» (механик, токарь, слесарь);

«Человек — художественный образ» (писатель, режиссер, композитор)

По целям труда

Гностические (аудитор, синоптик, следователь)

Преобразующие (педагог, швея, повар)

Изыскательские (сценарист, научный работник, художник)

По средствам труда

Профессии ручного труда (гончар, краснодеревщик);

Профессии машинно-ручного труда (ткач, водитель);

Профессии, связанные с применением автоматизирован-ных систем (оператор, системный администратор);

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (научный работник, психолог)

По условиям труда

Профессии, связанные с работой в микроклимате, близком к бытовому (ювелир, настройщик пианино);

Профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (дворник, геодезист);

Профессии, связанные с работой в необычных и экстремальных условиях (пожарный, летчик испытатель);

Профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (врач, учитель)

По составу действий

Двигательные (грузчик, спортсмен);

Познавательные (микробиолог, астроном);

Действия межличностного общения (педагог, психолог);

Действия по согласованию усилий (диспетчер, администратор)

По характеру действий

Профессии с преобладанием повторяющихся монотонных операций (сборщик, упаковщик) Профессии с вариативными действиями по заданным алгоритмам, требующие элементов творческого подхода (терапевт, учитель)

По психофизиологическим особенностям субъекта труда

Профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности, например быстроты реакции, высокого уровня специальных способностей (водитель, спортсмен, музыкант)

Профессии, требующие относительной профессиональной пригодности, где отсутствие некоторых качеств может быть компенсировано мотивацией, опытом и т.д. (инженер, лифтер)

По степени необходимой квалификации субъекта труда

Профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной подготовки (врач, психотерапевт, юрист)

Профессии с простым квалифицированным трудом (продавец, воспитатель, секретарь).

Профессии с неквалифицированным трудом, не требующие специальной подготовки (уборщица, гардеробщица)

Страницы: 1 2 


Способности личности. Структура и уровни развития способностей. Индивидуальные различия в развитии способностей
Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже ...

Лабильный тип
В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные "простуды", хронические пневмонии, ревма ...

Мотивация женщин-руководителей
1. Желание создать свое настоящее и будущее собственным трудом. 2. Надежда на объединение в одно целое деятельности и личной жизни. 3. Стремление воплотить свои надежды и свой стиль в предпринимательской деятельности. 4. Ожидание хорошего вознаграждения за свои усилия и роста личного благосостояния. 5. Возможность раскрыть свое «Я», ...

Категории