Индивидуальная психология Адлера
Страница 2

Теория личности Адлера представляет собой хорошо структури­рованную систему и покоится на нескольких, основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности:

1) фиктивный финализм,

2) стремление к превосходству,

3) чув­ство неполноценности и компенсации,

4) общественный интерес,

5) стиль жизни,

6) творческое «Я».

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у из­вестного немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, де­терминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным стиму­лом, определяющим устремления человека. Адлер также подчерки­вал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влия­ния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. В то же время для невротиков это невы­полнимо, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеют его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на про­тяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль жизни.

Развивая идею о стиле жизни, формирующем поведение чело­века, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая оп­ределяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно свя­зан с чувством общности, одним из трех врожденных бессозна­тельных чувств, составляющих структуру «Я»/Чувство общности, или общественный интерес, представляет собой своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, опре­деляет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта нераз­витость чувства общности становится основой асоциального сти­ля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на дру­гих людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой систе­мы создает препятствия для личностного роста, провоцирует разви­тие неврозов. /

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам явля­ется творцом своей личности, которую он создает из сырого мате­риала наследственности и опыта. Творческое «Я», о котором пишет Адлер, представляет собой своеобразный фермент, который воз­действует на факты окружающей действительности и трансформи­рует эти факты в личность человека, «личность субъективную, ди­намичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое «Я», с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, Адлер рассматривал процессы формирования жизненной цели, стиля жизни по сути как акты творчества, которые придают человеческой личности уникаль­ность, сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди - это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Если чувство общности определяет направление жизни, ее стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства - неполно­ценности и стремления к превосходству - представляют собой ис­точники энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воз­действует на человека, вызывая в нем желание, преодолеть свой не­достаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимули­руют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделан­ным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, - компенсация.

Страницы: 1 2 3 4


Портрет ребенка с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Возрастные аспекты проявления
Гиперактивный ребенок искренне хочет сдержаться, но не может. В его поведении нет злого умысла – он собой действительно не владеет. Наоборот, это им владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой неизвестно куда бурным потоком. Конечно, каждый ребенок может на какое-то время ...

Понятие конфликта в психологической науке
Основателями учения о конфликтных отношениях в обществе считаются Гераклит, Сократ и Платон (в частности, на этом настаивают зарубежные исследователи). Впоследствии к ним стали относить и Гегеля с его теорией о противоречиях и борьбе противоположностей. Современная конфликтология стала более интенсивно развиваться в начале ХХ в. в недр ...

Особенности реагирования детей на семейные конфликты
Ситуация развода в семье так или иначе сопровождается конфликтными взаимоотношениями. В семье противоречия отравляют жизнь не только супругам, но и их детям. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных семейных событий в жизни ребенка. Так ...

Категории