Материалы » Психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе » Профессиональное самоопределение как аспект воспитательной работы в школе (социализация)

Профессиональное самоопределение как аспект воспитательной работы в школе (социализация)
Страница 1

Слово «социализация» означает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа. Молодежи предстоит жить в обществе, отличном от того, в котором жили родители. Поэтому свои воспитательные успехи они должны оценивать не по тому, как им удалось передать молодежи свои знания и умения, сколько по тому, сумели ли они их подготовить самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родителей.

Проблема эта является глобальной. Во всем мире социологи и экономисты констатируют разрыв между стоимостью образования и недостаточной социальной эффективностью.

Чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, индивид должен обладать следующими качествами:

1. обладать устойчивым мировоззрением, нравственными убеждениями;

2. должен обладать высокой психической лабильностью, гибкостью, способность усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в подростковом возрасте, но и в зрелом возрасте, когда старше поколение привыкло обходиться старым багажом. Без этого личность отстанет от хода истории и станет тормозом общественного прогресса.

3. Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой активности, ответственности.

О преодолении формализма в воспитании писали все классики педагогики и психологии. Но для реализации этого принципа нужны определенные социальные предпосылки.

Выдающийся немецкий психолог Макс Вебер разработал типологию форм лигитимного господства (узаконенного):

А) «Легальное господство», осуществляемое специально обученными людьми.

Б) «Традиционное господство», основанное на вере в святость правил, порядков. Прообраз таких отношений – патриархальная семья.

В) «Харизматическое господство», основанное на признании за «учителем»,

«вождем» только ему присущих способностей требует безоговорочного подчинения, но уже в силу личной привязанности. Такое лидерство характерно для религиозных сект.

В основе педагогики сотрудничества лежит принцип социального равенства. Это предполагает преодоление некоторых стереотипов сознания.

Чтобы координировать усилия социальных институтов, надо четко представлять себе тенденции и развитие каждого.

С переходом ребенка в среднюю школу, его связи с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе.

Наверное, многим приходилось наблюдать такую картину: в начальной школе ребенок отличается начитанностью, хорошим поведением, словом, во всем являлся примером. В четвертом классе он вдруг начинает внешне не мотивированно «меняться на глазах». У него портятся отношения с товарищами, ему не хочется идти в школу, он хуже учится, с удовольствием пропускает уроки, становится дерзким, а порой грубым. В чем причина этих изменений? Оказывается, в классе его прежняя «образованность» перестала быть значимой для ребят, пошатнулась непререкаемость его авторитета. Выясняется, что кто0то больше знает и читает, кто-то отличается большей находчивостью, кто-то лучший спортсмен. Прежние авторитеты рушатся и создаются новые. Именно в подростковом возрасте коллектив во всей сложности отношений встает перед ребенком, возникает необходимость в нем разобраться и возможность ответить его требованиям.

Нередко подросток начинает ориентироваться в этих требованиях, подражая товарищам, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается чаще бывать с товарищами и все перенимает у них: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Как правило, друзья подростка бывают для него и «самыми умными», и «самыми красивыми», и «самыми веселыми». Словом, у подростка появляется образец, ориентирующий и направляющий его поведение.

Страницы: 1 2


Психолого-педагогические особенности развития самосознания в подростковом возрасте
Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, дру ...

Навязчивые воспоминания после травматического события
Феномен навязчивых воспоминаний чаще всего рассматривают как один из клинических симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Согласно DSM-IV, ПТСР развивается как результат воздействия чрезвычайного травмирующего события/событий. Пациент, страдающий ПТСР, лично пережил или был свидетелем убийств, сцен насилия, гибели ...

Педагогическое направление арттерапии. Арттерапия – лечение искусством
Развитие знаний, резкое увеличение объёма информации и ускоренный ритм современной жизни всё чаще приводят к психическим и физическим перегрузкам. Учащиеся всех уровней образования в процессе получения знаний постоянно испытывают информационное давление, являющееся причиной стрессов. Поэтому вопрос о психических и физических перегрузках ...

Категории