Интеллектуализация двигательной деятельности младшего школьникаСтраница 1
В младшем школьном возрасте ребенок приобретает такие психические способности, которые ему позволяют осваивать любые сложные движения.
В младшей школьной группе выделение свойств движений и свойств окружающей среды П.А. Гальпериным было организовано в условиях взаимообучения детей, в играх «По правилам»: «Спортсмен, Тренер. Судья». Младшие школьники с удовольствием принимали участие в этих играх. Психическое развитие младшего школьника позволяет взрослым предъявлять движение в полном объеме — по полной ориентировочной основе.
Для уточнения способности ориентироваться в свойствах движения и среды, был проведен массовый эксперимент. В эксперименте участвовали семилетние дети общеобразовательной школы, всего 4 класса (111 учащихся) на уроках физкультуры. Проведено 8 занятий, на которых выделялось по 8 мин для освоения движений быстрого бега. На занятии каждый ребенок пробегал 4—6 раз по 20 м (диагональ волейбольной площадки), всего — от 30 до 40 пробежек. В условиях взаимообучения было оговорено 5 ориентиров: «уровень», «на носках», «ставить сверху», «шире—чаще» и «минимально напрягаясь», которые на первых занятиях отрабатывались на фоне «масштабной стенки» последовательно: уровень на носках —1-е занятие; ставить сверху, шире—чаще _ 2-е занятие и минимально напрягаясь — 3-е занятие. Остальные занятия были посвящены отработке движений и совершенствованию взаимообучения. Все дети класса были поделены по трое (по желанию). Выстраивались в три шеренги лицом к диагонали волейбольной площадки. Одна шеренга выходила на старт в колонну по одному и поочередно по одному осуществляла пробежки с условием — на площадке бежит один человек. После пробежки ребенок подходил к своей тройке, где он оценивал свои движения по выделенным ориентирам, после чего выслушивал оценку качества исполнения ориентиров «судьей», а затем принимал советы «тренера», что нужно «поправить» в следующей пробежке. Затем происходила смена ролей бывший «судья» становился «тренером», а «тренер» становился «спортсменом», только что пробежавший «спортсмен» — «судьей». На трех первых занятиях дети громко оценивали исполнение ориентиров, и учитель уточнял эти оценки. К 4-му занятию поправлять приходилось уже очень редко. Контролем овладения движениями быстрого бега становились оценки по ориентирам и время пробегания 30 м со старта. За 8 занятий общую схему движений освоили все (из них отлично выполняли движения почти треть состава, остальные освоили со средними погрешностями). Значительно улучшились технические результаты пробегания 30 м со старта. Более разительные изменения в результатах оказались в группе, освоивших движения бега на «отлично». В этой группе и исходные результаты были выше. Изменения в результатах группы «отлично выполнивших свои действия» выходят за пределы амплитуды разброса, что подтверждает их статистическую достоверность. В группе детей «освоивших движения бега с погрешностями» изменения не выходят за амплитуду разброса результатов, поэтому эти результаты не обладают статистической достоверностью. Для этих детей 8-ми занятий оказалось недостаточным для полного овладения движениями быстрого бега.
Таблица1.
Технические результаты пробегания 30 м со старта
Участники |
Количество |
Исходные данные М, Т±о,р= |
Конечные данные М, Т + о, р= |
Группа отлично освоивших движения |
34 (15м.+ 19дев.) |
М=б,4±0,4 сек р=0,05 |
М=5,9±0,3 сек р=0,05 |
Группа освоивших движения с погрешностями |
77 (42м. + 35дев.) |
М=б,9±0,7 сек р=0,1 |
М=б,6±0,б сек р=0,1 |
Троекратное выделение (в качестве исполнителя, наблюдателя и помощника) ребенком свойств движений быстрого бега, по-видимому, способствовало более прочному усвоению содержания движений.
Был проведен эксперимент с братьями-погодками, учащихся первого класса (6-7 лет). Им было предложено освоить метание молота в полной координации. Эксперимент проводился дипломантом Латвийского государственного института физкультуры Я.Э.Колидзеем весной 1998 года. Занятия проводились 5 раз в неделю на протяжении 4х недель. Всего проведено 18 занятий продолжительностью по одному часу.
Задачей первоначального обучения было поставлено: сделать для детей передвижение с вращаемым молотом таким же свободным и привычным, как ходьба или бег. Для этого экспериментатором была объявлена игра «Маршрут езды по город». На волейбольной площадке мелом был нарисован «город-лабиринт». Задание состояло в том, чтобы ребенок, вращаясь с молотом в руках, продвигался по избранному маршруту. Перед «въездом в «город» ребенок изучал маршрут и запоминал места поворотов маршрута. Затем становился в месте «въезда в города и начинал передвижение.
Теория З. Фрейда
Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета, на который и поступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила будущую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим фактора ...
Разговор детей вслух с самим собой
Джош один в своей комнате; он собирает головоломку из отдельных элементов. Если мы последим за ним, то услышим, как он говорит, обращаясь сам к себе: "Этот не подходит. Где же круглый? Нет, этот не годится. Он слишком большой. А этот маленький . " Было замечено, что в возрасте от 4 до 8 лет дети, если им не мешать, разговарива ...
Структура общения
Существует несколько подходов к структуированию общения.
Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения - коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом:
Общение
Коммуникативная Интер ...