Девиантное поведение с точки зрения индивидуальной психологии.Страница 2
А. Адлер считал, что поведение человека определяют представления о мире, поскольку чувства человека не воспринимают реальные факты, а получают их субъективные образы. К примеру, если человек испытывает чувство страха, он видит опасность там, где ее может не быть. Адлер подчеркивал, что человеческое поведение социально, поскольку личность развивается и формируется в социальном окружении. Кроме того, поведение человека определяется его жизненными целями, обеспечивающими направление деятельности. Привычки и черты поведения необходимо рассматривать в контексте жизненной цели индивидуума, формирование которой начинается с детства. А. Адлер выделяет три основные задачи: работа, дружба, любовь.
Подход Адлера построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности. На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, таких как: порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.
Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего. Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие - приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.
Подводя итоги анализа концепции А. Адлера, отметим еще раз, что основная движущая сила поведения – стремление к превосходству. Наличие комплекса неполноценности приводит к стремлению к личному превосходству, когда нарушается развитие социального интереса и поведение человека может стать неадекватным социальным устоям и нормам. Комплекс неполноценности развивается из чувства неполноценности в случае неспособности ребенка к компенсации. Адлер выделял три ситуации, способствующие развитию комплекса неполноценности: органическая неполноценность, избалованность, отверженность. А. Адлер считал, что человеческое поведение развивается и формируется в социальном окружении, определяется жизненными целями и сценариями личности, которые бессознательно выбираются в соответствии с ранними стадиями развития ребенка. На возникновение комплекса неполноценности и на формирование жизненных планов и сценариев, по Адлеру, влияют отношения с родителями, эмоциональный контакт с ними, степень эмоциональной поддержки или депривации, порядок рождения ребенка в семье. Следовательно, можно также говорить о том, что отсутствие или негативная окраска этих факторов предопределяют возникновение и развитие неадекватного, отклоняющегося поведения.
Учебно-дисциплинированная модель общения
Цель общения
: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками, привить послушание.
Способы общения
: наставления, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотации, окрик.
Тактика общения:
диктат или (и) опека.
Методические указания превращаются в закон, недопускающие изменений. К результатам относятся: взаимное отчуждение ...
Развитие речи
В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.
Умение относить слова к обозначаемым предметам и действиям приходит к ребенку далеко не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Ребенок может по слову вполне чет ...
Психологические аспекты рекламы с точки зрения гештальтпсихологии
Рассмотрим, каким образом рекламисты учитывают известные психологические аспекты при создании рекламы, как используют психологические особенности взаимоотношения рекламы и потребителя.
Цель рекламы — не просто создание таких рекламных обращений, которые пробуждали и активизировали бы внимание, но также обеспечивали бы адекватный уровен ...