Значение зеркального переноса как инструмента процесса переработки
Терапевтическая регрессия, которая ведет к установлению зеркального переноса, порой сопровождается тревогой, выражающейся иногда в первые недели анализа в форме снов о падении. Но после того как достигается патогномоничный уровень регрессии, основные сопротивления постепенному терапевтическому раскрытию грандиозной самости вызываются:
- страхом пациента, что присущая ему грандиозность.станет причиной его изоляции и долговременной потери объекта;
- его желанием избежать дискомфорта, обусловленного вторжением нарциссического либидо в Эго, где дефектные паттерны разрядки могут вызывать состояние тревожной эйфории, чередующееся с периодами болезненной застенчивости, стыда и ипохондрии.
При этом, однако, перенос служит здесь специфическим терапевтическим буфером. При зеркальном переносе в узком значении термина пациент способен мобилизовать свои грандиозные фантазии, надеясь на то, что эмпатическое участие и эмоциональный отклик терапевта не позволят нарциссическому напряжению достичь чересчур болезненного или опасного уровня. Пациент надеется, что его реактивированные грандиозные фантазии и эксгибиционистские требования не натолкнутся на травматическое отсутствие одобрения, эхоподобного отклика и отражения, которое ему пришлось пережить в детстве, поскольку аналитик сообщит пациенту о своем принимающем, эмпатическом понимании роли, которую они играли в психологическом развитии пациента, и осознает существующую у него в данный момент потребность в их выражении. При близнецовом переносе или слиянии аналогичная защита обеспечивается продолжительным распространением нарциссической направленности на терапевта, который теперь становится носителем инфантильного величия пациента. В этих формах зеркального переноса мобилизованная нарциссическая направленность фокусируется на терапевта, который — не будучи предметом идеализации, восхищения и любви — становится частью расширенной самости пациента. Таким образом, зеркальный перенос во всех его формах создает для пациента ситуацию относительной безопасности, которая позволяет ему упорно решать болезненную задачу сопоставления грандиозной самости и реальности. [9, 164-167]
Разумеется, аналитик не должен оставлять без внимания влияние сознательной мотивации пациента - желание избавиться от своих недостатков и своего недуга. И хотя пациент не в состоянии сформулировать глубинные цели анализа, он может почувствовать, что аналитический процесс приведет его от ненадежного существования, где властвуют резкие эмоциональные колебания — между необузданными амбициями и ощущением неудачи и между грандиозным тщеславием и жгучим чувством стыда, - к возросшему самообладанию, внутреннему спокойствию и уверенности в себе, которые возникают благодаря трансформации архаичного нарциссизма в заветные идеалы, реалистичные цели и устремления и устойчивую самооценку. Однако сами по себе рациональные цели терапии не могут убедить уязвимое Эго нарциссически фиксированного пациента отказаться от вытеснения, отвержения и отыгрывания, оказаться лицом к лицу с потребностями и желаниями архаичной грандиозной самости. Чтобы привести в действие и поддержать болезненный процесс, приводящий к конфронтации грандиозных фантазий с реалистичным представлением о себе и к пониманию того, что жизнь предлагает лишь ограниченные возможности для удовлетворения нарциссических желаний, необходимо, чтобы установился зеркальный перенос в той или иной его форме. Если же он не развивается или его установлению препятствуют отвержение со стороны терапевта или преждевременные интерпретации им переноса, то тогда грандиозность пациента остается сосредоточенной на грандиозной самости, и терапевт воспринимается как чужой и враждебный и, таким образом, не имеет возможности стать партнером. В этих условиях защитная позиция Эго остается ригидной и не может произойти расширения Эго. [24, c. 82-87]
Роль рефлексии в психических практиках Востока
Одним из эффективных, но недостаточно изученных ресурсов человеческой психики является рефлексия, которая служит важным механизмом творчества и самосовершенствования. В западноевропейской культуре сложилась восходящая к Платону и Аристотелю рационалистическая традиция трактовки рефлексии как самопознания (Р.Декарт), самонаблюдения (Дж.Л ...
Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716)
Отец известного немецкого философа и психолога был профессором философии в Лейпцигском университете. Научная атмосфера способствовала тому, что Лейбниц еще в школе был убежден, что посвятит свою жизнь науке. Он обладал энциклопедическими знаниями и написал работы во многих областях науки – в математике им открыто дифференциальное и инте ...
Когнитивная психология Р.Л.Солсо. Установка
и решение задач
Решение задач - это мышление, направленное на решение конкретной задачи и включающее формирование ответных реакций, а также выбор из возможных реакций.
На связь успешности решения задачи и установки Солсо выходит с помощью концепции функциональной закрепленности Карла Дункера.
Концепция функциональной закрепленности была разработан ...