Виктимность или психология потерпевшегоСтраница 3
Исследование индивидуально-психологических качеств и характеристик потерпевшего можно рассматривать в двух аспектах (Ю.В. Чуфаровский):
1. "Статическая область"
- это возраст, пол, национальность, служебное положение и тому подобное. Ряд этих характеристик нужно выяснить по непосредственным требованием закона, причем некоторые из них могут влиять на квалификацию преступления (например, возраст при половых преступлениях).
2. "Динамическая область"
, которая исследует поведение потерпевшего в период перед преступлением и в период события преступления, а также связь этого поведения с поведением преступника.
К специальным методам исследования характеристик и поведения потерпевшего относятся:
анализ следственной и судебной статистики;
изучение материалов судебно-психологической, судебно-патопсихологической, судебно-психиатрической или судебной психолого-психиатрической экспертиз, исследование ситуаций, которые могли спровоцировать конфликт.
Поведение
потерпевшего в момент совершения преступления зависит от следующих факторов:
ситуационных факторов, которые стимулируют и управляют криминальным поведением преступника;
аспектов социального обучения жертвы (имитация, ассоциация, подкрепление);
биологических факторов (уровень психического здоровья жертвы);
влияния внешней среды (стиль воспитания в семье, статус родителей, коммуникативные навыки);
индивидуально-психологических особенностей жертвы (уровень фрустрации, деиндивидуализации, самооценки, уровень притязаний, тревожности, агрессивности, типа высшей нервной деятельности, черт характера, типа акцентуации).
Отечественные специалисты в области юридической психологии (Ю.В. Чуфаровский, Л.В. Васильев) считают, что жизненный опыт имеет большое значение в поведении потерпевшего по делам о сексуальных преступлениях, преступления на транспорте, в области нарушений правил техники безопасности. На поведение потерпевшего также, по их мнению, влияет правосознание
: знание закона и своих прав дает возможность при отображении преступного нападения осознавать правоту своих действий, которые препятствуют преступлению.
Понятие "социальное научение" отражает тот факт, что мы учимся, в первую очередь наблюдая и слушая, как действуют и говорят другие люди, воспринимая то, что происходит в социальной среде. Социальное научение заключается в том, что человек усваивает способы поведения других людей, наблюдая за их действиями. Причем, по мнению бихевиористов (А. Бандура), чем более значительными есть для нас модели, тем сильнее их влияние на наше поведение.
Американские социальные психологи, возрастные психологи и криминалисты (Курт Бартол, А. Бандура, Б. Скиннер), считают, что социальное научение является одним из самых важных факторов знания людей, - как избежать нападения и не спровоцировать относительно себя совершение преступления.
Что касается биологических факторов, то, например врожденная или приобретенная неполноценность психики жертвы,которая не прогнозирует в силу объективных причин развитие социальной ситуации, является одной из основных
виктимологических характеристик при осуществлении сексуального преступления (например, девушка, с диагнозом олигофрения в стадии дебильности, не в состоянии адекватно оценить и спрогнозировать социальную ситуацию, если речь идет о групповом изнасиловании, и своим поведением может провоцировать преступников).
Индивидуально-психологические особенности
потерпевшего характеризуются типом высшей нервной деятельности, чертами его характера, типом акцентуации, уровнем коммуникации. В структуре индивидуально-психологической характеристики потерпевшего отмечают такие качества как агрессивность, деспотизм, враждебность, негативизм, склонность к употреблению алкоголя, сексуальную гиперактивность, неразборчивость в выборе партнера, доверчивость. При изучении преступления на уровне индивидуально-психологических качеств потерпевший представляет интерес в той мере, в которой его характеристики вписываются в событие преступления и носят в себе заряд криминогенности.
В последнее время важное место в исследованиях криминалистов уделяется роли жертвы в происхождении преступления, ее межличностным связям и отношениям с преступником. Статистика правонарушений показывает, что:
Архетипы
Архетип (греч. αρχετυπον от «αρχη» – «начало» и «τυποζ» – «образ») – в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических обр ...
Способ второй: Концентрация.
Концентрация – это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием.
Возможно сосредоточение внимания на предмете, на ощущениях, на эмоциях и чувствах. ...
Личностный потенциал первокурсников
В настоящее время Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) является официально утвержденным испытанием при выпуске учащихся из средней школы и гимназии. ЕГЭ строго обязателен, а сдаваемые экзамены фиксированы. Этот экзамен дает возможность поступить в ВУЗ. В результате он становится в глазах выпускников очень важным, но при этом пугающим, в ...