Материалы » Познавательная деятельность человека » Формы рационального познания

Формы рационального познания
Страница 1

Рациональное познание осуществляется с помощью логического мышления (которое называют также рациональным, абстрактным, дискурсивным и т. п.). С его помощью человек выходит далеко за пределы непосредственного чувственного опыта и получает возможность познать то, что нельзя не только ощутить и воспринять, но даже и представить.

Например, можно мыслить о бесконечности, многомерном пространстве, непрерывных функциях, не имеющих производной ни в одной точке и т. д., но нельзя наглядно представить, как «выглядят» эти предметы мысли: они по природе своей ненаглядны (являются «ненаглядными объектами»); их можно лишь обозначить условными символами.

Основными формами логического мышления являются: 1) понятие, 2) суждение, 3) умозаключение.

Слово «понятие» происходит от глагола «понимать». В понятиях выражается понимание сущности предметов, достигнутое на определенном уровне их познания.

Понятие — это мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки.

Понятия имеют содержание и объем. Содержание понятия — это признаки, которые в нем мыслятся. Давая определение понятия, необходимо указать существенные признаки предмета, необходимые и достаточные для отличия его от всех других. Объем понятия — это совокупность предметов, обладающих этими признаками. Различают понятия единичные, объем которых состоит из одного предмета («Африка», «первый космонавт», «Солнце»), и общие, объем которых может включать в себя множество предметов («город», «космонавт», «звезда»).

Понятие — это элементарная «клеточка» логического мышления. Но отдельными, изолированными друг от друга понятиями люди никогда не мыслят. В мыслительных процессах понятия употребляются в составе суждений. Отношение понятия и суждения подобно отношению слова и предложения. Предложение складывается из слов. Но говорим мы обычно не отдельными словами, а целыми предложениями. И точно так же мыслим мы не отдельными понятиями, а целыми суждениями.

Суждение — это мысль, в которой о каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается.

Суждения могут быть простые и сложные (состоящие из соединения простых). Структура простого суждения выражается формулой S — Р, где S есть субъект суждения — понятие о предмете, о котором идет речь; Р есть предикат суждения — понятие, выражающее то, что о предмете утверждается или отрицается; а символом «—» обозначена логическая связка, которая характеризует отношение между S и Р и может быть либо утвердительной (если предикат приписывается субъекту), либо отрицательной (в противоположном случае). Например, в суждении «Земля не является центром Солнечной системы» субъект — «Земля», предикат — «центр Солнечной системы», а «не является» — связка (отрицательная). В русском языке обычно утвердительная связка явно не формулируется, а лишь подразумевается (например, в суждении «собака — друг человека» подразумевается утвердительная связка).

Многие из суждений выражают знания, приобретенные путем непосредственных наблюдений над действительностью («Эта роза красная»). Но значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по определенным правилам из ранее полученных знаний с помощью различного рода умозаключений.

Умозаключение — это логическое рассуждение, посредством которого из одних суждений выводятся другие суждения.

Рассмотрим логическую структуру умозаключений.

Ниже в левом столбце приведены умозаключения «а» и «Ь», а в правом изображены их логические структуры, соответственно обозначенные буквами «А» и «В».

(a)

Ртуть – жидкость

Ртуть - металл

(A)

M – P

M - S

Некоторые металлы - жидкость

Некоторые - S - P

(b)

Железо электропроводно.

Медь электропроводна.

Золото электропроводно.

Ртуть электропроводна.

Железо, медь, золото, ртуть - металлы

(B)

S1 - P

S2 – P

….

Sn – P

S1, S2, … Sn - S

Все металлы электропроводны.

Все S - P

Страницы: 1 2


Отображения внешнего облика человека
Отображения внешнего облика человека, используемые в практике раскрытия и расследования преступлений, принято делить на субъективные и объективные. Субъективные отображения возникают в результате непосредственного зрительного восприятия (наблюдения) человека или его останков другим лицом. Нередко наблюдение впоследствии дополняется во ...

Воспитание и формирование личности ребенка
Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности. К. Д. Ушинский говорил о воспитании: «Искусство воспитания имеет ту одну особенность, что почти всем оно кажется дел ...

Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте. Организация исследования
Объект исследования – социальная адаптация ребёнка в дошкольном возрасте. Предмет исследования – влияние стиля родительского отношения на социальную адаптацию ребёнка. Целью исследования явилось изучение взаимосвязи стиля родительского отношения и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте. Для реализации цели исследования бы ...

Категории