Материалы » Психологическая помощь детям с нарушениями интеллекта » Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интеллекта

Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интеллекта
Страница 3

Психолог предлагает ребенку разнообразные игры: «Собери целое», «Какой детали не хватает» и пр. Особое значение в психокоррекции детей с умственной отсталостью занимает формирование пространственной ориентировки. Обучение восприятию пространственных отношений у умственно отсталых детей должно осуществляться поэтапно. На первом этапе необходимо обучить детей различать отношения предметов и их частей по вертикале (на, под). На втором этапе — формирование горизонтальных отношений (рядом, около). На третьем — формирование таких отношений, как «справа», «слева», «за», «перед». После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, где действуют по образцу, т.е. самостоятельный анализ образца с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей.

Формирование пространственных представлений у детей с психическим недоразвитием осуществляется после того, как сформировались восприятия формы и величины предметов. Это успешно достигается в процессе развития конструктивных умений, а также в процессе специально организованных дидактических игр «Запомни и найди», «Найди и назови», где ребенку предлагаются карты с изображением предметов, по-разному расположенных по отношению друг к другу. Особо важное значение в формировании пространственных отношений и представлений у умственно отсталых детей играет развитие осязательного восприятия. С этой целью используются разнообразные дидактические игры, направленные на осязательное восприятие формы, величины, объема, температуры пространственного расположения предметов.

Память детей с психическим недоразвитием отличается сниженным объемом запоминания, трудностями хранения и воспроизведения информации. Невозможность опосредованного запоминания у детей с психическим недоразвитием обусловлена трудностями смысловой организации запоминаемого материала. В связи с этим важными направлениями психокоррекции памяти являются:

· формирование объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;

· развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой деятельности.

Недоразвитие мышления является характерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Их мышление отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мышления у них непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия. Важными направлениями психокоррекции являются развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

С этой целью психологическая коррекция должна строиться в следующих направлениях:

· обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета;

· обучение детей использованию вспомогательных предметов (орудийные действия);

· формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

В процессе обучения детей предметно-практическим манипуляциям целесообразно проводить такие занятия, как подбор предметов по образцу, группирование предметов по образцу и по разным свойствам. Можно предложить детям разнообразные игры типа «Разложи игрушки по домикам», «Разложи картинки по конвертам» и пр. Особое коррекционное значение имеют игры, направленные на использование вспомогательных средств. Перед ребенком ставятся задачи выявить внутренние связи предмета, самостоятельно проанализировать условия практической задачи, найти выход из проблемной ситуации, требующей применения вспомогательных средств, при этом учитывать особенности ситуации и, следовательно, соответствующие способы действия. Для достижения требуемого проводятся разнообразные игры на доставание нужного предмета с помощью вспомогательных средств (веревка, палка и пр.).

Страницы: 1 2 3 4


Понятие о психике. Рефлекторно-отражательная природа психики
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде. В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде н ...

Использование сказок и рассказов для развития воображения у детей
Однажды в лесу, повстречал медведь, зайчика. Зайчик сидел на пеньке и смотрел на дерево. На том дереве был улей, а в улье жили пчелы. Зайчику очень хотелось попробовать, что такое мед. Все звери говорили: " Он такой сладкий, он такой вкусный, у него такой ароматный запах, а цвет, как осенние листочки ". Ну, уж очень ему хот ...

Психологическая защита личности в процессе переубеждения осужденных
Защита психологическая – это система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение до минимума негативных травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Ситуации, требующие психологической защиты, характеризуются реальной или кажущейся уг ...

Категории