Программа обследования психического развития ребенкаСтраница 1
Психологическое обследование ребенка предполагает:
• выявление особенностей его психического развития;
• установление нарушений психического развития;
• определение личностных нарушений поведения, системы отношений к учебной деятельности и самому себе;
• выявление сохранных, потенциальных и компенсаторных возможностей ребенка;
• установление отношения к нормам поведения и ценностным ориентациям, различий в отношении к товарищам;
• определение оптимальных условий обучения, развития, социальной адаптации.
Предлагаемая программа дифференциальной диагностики нарушений психического развития ребенка является примерной. Она может быть изменена в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и характера нарушений.
Схема обследования
I. Общие сведения о ребенке и его семье
Фамилия, имя, отчество ребенка.
Год рождения (возраст)
Посещение группы детского сада или класса школы
II. Особенности психического развития ребенка
1. Особенности внимания ребенка. Устойчивость, концентрация, распределяемость, переключаемость. Отвлечение и колебание внимания. Рассеянность и ее причины.Внимание и работоспособность.
2. Особенности восприятия и наблюдений. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность),узнавание (известного в новом). Воспроизведение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полнота, точность,последовательность). Забывание(частичное,глубокое,ситуативное).
3. Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная).
Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушения памяти.
4. Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Состояние темпа, активности, последовательности, доказательности и критичности суждения.
Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.
Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).
Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.
Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений).
Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление.
Нарушение мышления.
III. Обследование личностных особенностей
1. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушения эмоций, склонность к аффектным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Нарушения высших чувств.
Протекание волевого процесса. Соотношения эмоций и воли. Нарушения в развитии воли, упрямство, легкая внушаемость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность.
2.Личность и поведение. Интересы, потребности, идеалы, убеждения личности. Позиция личности. Характер в системе взаимоотношений личности. Нарушения в общении личности. Характер и темперамент.
Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, самолюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в общении и поведении.
3.Деятельность личности. Развитие потенциальных возможностей в деятельности. Сензитивность возрастных периодов и ведущий вид деятельности. Мотивы различныхвидов деятельности: игровой, учебной, трудовой.Развитие потенциальных возможностей личности в деятельности.
Нарушение работоспособности, отношений к деятельности, утомляемость.
Перечень методик психологического обследования
Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций
1. Корректурная проба.
2. Счет по Крепелину.
3. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.
4. Пробы на переключение внимания с помощью модификации таблиц Шульте («Красно-черная таблица).
Методики для исследования восприятия
1. Методика «Компасы».
2. Методика «Часы».
3. Методика изучения восприятия времени.
Методики для исследования памяти
1. Тест зрительной и слуховой памяти.
2. Пробы на запоминание:
• на запоминание искусственных звукосочетаний;
• на запоминание 10 слов;
• на ассоциативную память.
3.Метод пиктограмм (по А.Р.Лурия).
Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов
1. Понимание рассказов.
2. Понимание сюжетных картин.
3. Установление последовательности событий.
4. Классификация.
5. Исключение.
6. Выделение существенных признаков.
7. Образование аналогий.
8. Выделение закономерностей.
9. Определение и сравнение понятий.
10.Понимание переносного смысла пословиц и метафор.
11.Пиктограммы.
12.Подбор слов-антонимов.
Психометрические методы исследования интеллекта
1. Методика Векслера.
Особенности памяти при нормальном и нарушенном развитии в детском возрасте
Знаниям о психологических особенностях детей всегда придавалось огромное значение. Особого внимания требуют к себе дошкольный возраст, когда детский организм подвержен влиянию многих факторов, и любое промедление в своевременной диагностике и начале коррекционной работе может привести к тому, что ребенок оказывается неуспевающим ученико ...
Особенности упражнений направленных на развитие рефлексии.
Рефлексия – это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть ре ...
Теория сновидений К.Г. Юнга
По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике[19]. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие».
Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить пос ...